Андрей ШТАЛЬ. Знакомство с автором
1. Расскажите, что стало причиной Вашего прихода в литературу? Какими были первые опыты?
Первое стихотворение было написано мною на спор. Мне было шесть лет и я хотел доказать двоюродной сестре, что смогу сочинить четверостишие не хуже, чем она. Сестра была на два года старше и выдала за свое стихотворение какие-то строчки на детской открытке. У меня получилось срифмовать, домашние похвалили, сестра призналась в обмане. С этого всё и началось.
2. Кого можете назвать своими литературными учителями?
Лет в четырнадцать я стал посещать кружок юнкоров при городской газете «Краматорская правда». Редакция публиковала не только детские заметки и репортажи, но и стихи. Руководил кружком поэт и журналист Станислав Лобинский. Его я и могу назвать своим первым учителем. Крайне полезным занятием стало чтение и знакомство с литературной кухней известных поэтов.
3. В каких жанрах Вы пробовали себя?
Поэзия во всем ее разнообразии, включая верлибры и палиндромы. Некоторые стихи получили музыкальное сопровождение и стали авторскими песнями. Иногда пишу короткую прозу (рассказы, очерки, сказки).
4. Как бы Вы могли обозначить сферу своих литературных интересов?
Очень трудно выделять из огромной литературной массы какое-то одно направление. Но поскольку лучшие книги прошлых лет мною уже прочитаны, предпочтением дня сегодняшнего являются современные авторы.
5. Какого автора, на Ваш взгляд, следует изъять из школьной программы, а какого — включить в нее?
Не суди, да не судим будешь. Я очень люблю Достоевского. Но интерес к нему пришел уже после школы. Непонятен мне был в десятом классе и граф Толстой с его «Войной и миром». Но некоторым моим одноклассникам Лев Николаевич нравился. Я с упоением читал «Мастера и Маргариту» Булгакова, в то же время ряд моих сверстников так и не смогли осилить данную книгу. Дело вкуса. Наверное, есть смысл больше внимания уделять писателям, живущим в настоящее время. Я люблю прозу Андрея Волоса, Михаила Елизарова, Андрея Дмитриева и других.
6. Есть ли такой писатель, к творчеству которого Ваше отношение изменилось с годами кардинальным образом?
Трудно сказать. У меня редко меняется мнение. Но и формируется оно не за один день. В годы моей юности огромными тиражами выходили романы Солженицына. Перестройка породила бум, связанный с его творчеством. Сегодня читать произведения Солженицына я бы не смог.
7. Каковы Ваши предпочтения в других видах искусства (кино, музыка, живопись…)?
Люблю рок-музыку, особенно если понимаю, о чем поют. Кино считаю развлекательным искусством, но с удовольствием смотрю фильмы Кустурицы. Участвую в театральных постановках спектаклей для детей. Работая журналистом, часто посещал выставки, массовые культурные акции. Стараюсь быть разносторонней личностью, но назвать себя большим эстетом не могу.
8. Вы считаете литературу хобби или делом своей жизни?
До недавнего времени это было хобби. Современные технологии позволяют каждому проявить себя в том или ином виде творчества, с некоторых пор «каждый сам себе поэт и режиссер». События на Украине и война на Донбассе заставили меня пересмотреть отношение к собственному творчеству. Я понял, что оно вызывает определенный общественный резонанс, а это больше, чем просто хобби.
9. Что считаете непременным условием настоящего творчества?
Умение работать, желание расти и совершенствоваться.
10. Что кажется Вам неприемлемым в художественном творчестве?
Для творчества неприемлемы запреты. Но писатель не должен забывать об ответственности за свои слова.
11. Расскажите читателям «Паруса» какой-нибудь эпизод своей творческой биографии, который можно назвать значительным или о котором никто не знает.
Год назад мне позвонили из Службы безопасности Украины. Вежливый голос представился и спросил, не мог бы я прийти на беседу в контору. Я пришел. «О чем будем говорить? — думал я. — Заберут? Арестуют?» Обладатель вежливого голоса достал из стола книжицу на сто страниц формата А4. На обложке — мишень и надпись: «Красный уровень угрозы». Моя книжка. А в ней — стихи «на злобу дня», мое мнение о существующих на Украине порядках, о власти, об опасности возрождения нацизма. Как я выяснил впоследствии, моя книга была куплена на сайте издательства. Это был единственный проданный экземпляр. Именно он и попал к сотруднику СБУ. Меня просили не распространять данную книгу. Вот такое внимание к творчеству со стороны спецслужб.
12. Каким Вам видится идеальный литературный критик?
Я живу в провинциальной глуши, где литературных критиков не существует. А было бы хорошо, если бы вдруг они появились. Очень часто признания добивается не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто умеет продвигать свое творчество. К сожалению, наиболее бездарные являются и наиболее наглыми.
13. Каким Вам видится будущее русской литературы?
Литературный процесс движется, есть интерес к творчеству, есть замечательные авторы. Количество написанных произведений рано или поздно перерастет в качество.
14. Есть ли у Вас рекомендации для студентов-филологов?
У меня нет советов филологам. Я ощущаю себя аматором, любителем в литературе. У филологов же есть базовые знания, которые, будучи помноженными на любовь к выбранной профессии, способны дать феноменальный результат.
15. Каковы Ваши пожелания читателям «Паруса»?
Мира, добра и приятного чтения.