О Русском литературном журнале «Парус»

К читателю

Приветствуем тебя, дорогой читатель! Русский литературный журнал «Парус» приглашает любителей отечественной словесности на свои электронные страницы.  

Академичность, органично сочетающаяся с очарованием художественного слова, — наша особенность и сознательная установка. «Парус», как видно из названия, — журнал поэтический, его редакторы — поэты по призванию и сфере деятельности, поэты жизни и русского слова, живущие в разных уголках России: в Москве, Ярославле, Армавире. Статус издания как «учёно-литературного» (И. С. Аксаков) определяет то, что среди авторов и редколлегии есть представители университетской среды, даже определённой — южно-русской — литературоведческой школы. 

Рубрики «Паруса» призваны отразить в живых лицах текущий литературный процесс: поэзию и прозу, историю литературы, критику, встречи журнала с разными культурными деятелями, диалог с читателем. В наши планы входят поиск и поддержка новых талантливых прозаиков и поэтов, критиков и литературоведов, историков и философов. Считаем, что формы и способы донесения «положительно прекрасного» содержания могут быть разными, но не приемлем формализм, антиэстетику и духовно-нравственный «плюрализм». В основе нашего подхода к художественному слову заложена ориентация на классический образец — его продолжение и отражение в современности.  

Уникальные по прозрениям и глубине, до сих пор не осмысленные в полной мере славянофильские традиции, к которым возвращает название нашего журнала, мы считаем славной вехой духовной истории России. Еженедельная газета «Парус», возникшая в своё время по инициативе И. С. Аксакова, просуществовала недолго, но этот замысел, несомненно, достоин продолжения. «Наше знамя — русская народность, — писал редактор “Паруса” в 1859 году, — народность вообще — как символ самостоятельности и духовной свободы, свободы жизни и развития, как символ права, до сих пор попираемого теми же самыми, которые стоят и ратуют за право личности, не возводя своих понятий до сознания личности народной!» Эти слова, не утратившие своего смысла и спустя полтора столетия, звучат сегодня свежо и актуально.

Сочетание современных электронных технологий и «почвенно»-консервативной мысли — ещё одна характерная особенность «Паруса». Значимо и то, что мы расположились на портале «Хронос» под эгидой его главного веб-редактора Вячеслава Румянцева, подвижника и энтузиаста своего дела, бескорыстно занимающегося кропотливым восстановлением обширной картины культурно-исторических процессов. Выражаем признательность еще одному обитателю «Хроноса», идейному вдохновителю нашего проекта — писателю, общественному деятелю, критику и публицисту, главному редактору сетевого литературного журнала «Молоко» Лидии Сычёвой. Надо сказать, от замысла до появления «Паруса» прошло не более двух месяцев, что, вероятно, явилось свидетельством определённой внутренней готовности. Наш День рождения пришёлся на конец декабря 2010 года — далеко не случайную дату: это пора подведения итогов — года, десятилетия, время подготовки к тому, чтобы сделать новый шаг вперёд. Теперь, когда шаг совершён, а путь намечен, остаётся добавить:

мы предвидим великое будущее русской литературы и хотим внести конкретный вклад в её сохранение и развитие;

мы считаем себя частью духовного движения, противостоящего распаду общества; русский язык и русская литература сегодня, как и во все времена, выступают одним из способов сохранения нации и государственности;

мы видим в каждом вдумчивом читателе потенциального автора и верим, что Пушкины, Гоголи и Достоевские — среди нас.

***

Заканчиваю писать эти строки и смотрю на календарь: символично, что 190 лет назад русскими мореплавателями Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым была открыта Антарктида. Приглашаем тебя, читатель, занять свое место на литературном корабле и плыть вместе с нами под «Парусом»  к новой земле — неведомому ещё материку русских талантов.

Ирина Калус (Гречаникirina.kalus@yandex.ru

РЕДКОЛЛЕГИЯ  ЖУРНАЛА «ПАРУС» ЧИТАТЕЛЯМ И АВТОРАМ:

Алексей КОТОВ: Федор Михайлович Достоевский однажды сказал: «Возбуждение сострадания к осмеянному и не знающему себе цены прекрасному и есть тайна юмора". Я бы расширил это определение до тайны всей русской литературы. Ведь она, даже широко шагая в сторону атеизма, все равно приближает человека к вере». kot.alexej2010@yandex.ru

 

Евгений ЧЕКАНОВ: «Я — против дурно понятой "партийности",  когда бездарного автора включают в обойму только за то, что он "наш". Я — за эксперименты с текстом, если эффект в итоге облагораживает душу читателя. Я — за беспощадное развенчание "голых королей"…»

e.chekanov@yandex.ru

 

 

Всеволод ГЛУЩЕНКО: «Быть снисходительным к окружающим и требовательным к себе». vngarts@yandex.ru

 

Геннадий БАКУМЕНКО: «Принято писателей и читателей разводить по разные стороны "баррикад" (книг).

Но верно ли это?

Не знаю... наукой не установлено.

От читателей обычно требуется побольше читать, а от писателей писать. Но писателю еще приходится перечитывать и переписывать, дочитывать и дописывать. Если писатель пишет больше, чем читает, он вероятнее всего врун и болтун. А стоит ли "шедевры" такого писателя читать, большой вопрос.

Получается, что писатель - это читатель в энной степени. И могу предположить, что количество читателей каждого автора находится в некоторой пропорциональной зависимости от количества прочитанных им книг, помноженной на количество написанных им строк.

Такие количественные пропорции тоже пока никем не установлены. Здесь-то и есть место научному и научно-философскому творчеству: установить неустановленное и понять, зачем ты это сделал!»

genn-1@mail.ru

 

Николай СМИРНОВ: «Я и себе и всем пишущим желаю не только слышать, но и видеть Слово, как об этом когда-то несколько натуралистично сказал поэт Борис Корнилов:

"Я приду на деревню с добычей,
Слово жирное освежевав».

rewerd5@rambler.ru

 

Дмитрий ИГНАТОВ«Думаю, что главное для писателя – это ответ на вопрос: «Зачем?». Зачем буквы сложены в слова, а слова – в предложения. Зачем написана история? Зачем её стоит читать? Это нечто, что не зависит от сюжета и жанра. Это смысл, протянутый струной от завязки к концовке. И хороший писатель всегда задаётся этим вопросом. И всегда знает на него ответ».

ignatov@idasoftstudio.ru

 

Project: