Наталья КРАВЦОВА. Знакомство с автором
1. Расскажите, что стало причиной Вашего прихода в литературу? Какими были первые опыты?
Любовь к слову у меня от мамы и бабушки, от отца — любовь к рисованию. В раннем детстве начала сочинять сказки в стихах и прозе. В первом классе создавала для сестренки рисованные книжки-малышки со своими сказками. Родители поощряли мое творчество. А педагоги, читая мои сочинения, советовали поступать на литфак или журфак.
Небольшие заметки и рассказы я писала сначала для школьных стенгазет. Во всероссийском лагере «Орленок» попала в юнкоровскую смену, где нас обучили азам журналистики. Затем стала публиковаться в районной газете «Восход», областной газете «Оренбургская Сударыня» и других. Первая моя книжная публикация и победы в литературных конкурсах состоялись благодаря нашей «районке», которая организует читательские конкурсы, побуждает к литературному творчеству.
2. Кого можете назвать своими литературными учителями?
Прежде всего это классики русской литературы Александр Пушкин и Федор Достоевский. Из прозаиков XX века — Валентин Распутин и Виктор Астафьев.
3. В каких жанрах Вы пробовали себя?
Проза — публицистические очерки и репортажи, сказки и рассказы. Поэзия... Я не стала развивать способности к стихосложению, ограничившись детскими и юношескими опытами. Слагать стихи — это особый Божий дар, вершина литературного творчества.
4. Как бы Вы могли обозначить сферу своих литературных интересов?
Очень люблю поэзию. Стихи необходимы как воздух, без которого невозможно жить. Читаю и прозу, в основном, художественную литературу и публицистику.
5. Какого автора, на Ваш взгляд, следует изъять из школьной программы, а какого — включить в нее?
Я бы увеличила количество часов преподавания русской классической литературы, отдала бы их произведениям А.С. Пушкина, не включенным в школьную программу. Кого исключить, какого автора добавить — не знаю, программа обширная, усложняющаяся год от года. Хороший педагог обязательно дополнит ее, рассказав о писателях и их книгах, которые когда-то потрясли, оказали влияние на него самого.
6. Есть ли такой писатель, к творчеству которого Ваше отношение изменилось с годами кардинальным образом?
Нет. Сейчас мне менее интересна фантастика, но книги Александра Беляева, от которых захватывало дух, от которых невозможно было оторваться в детстве, любимы и сегодня.
7. Каковы Ваши предпочтения в других видах искусства (кино, музыка, живопись…)?
Театр и балет. Живопись. Музыка. Архитектура. Кино в моем списке — на последнем месте.
8. Вы считаете литературу хобби или делом своей жизни?
В первой половине жизни серьезно заниматься литературой я не могла. Считала, что есть запас времени впереди, а пока нужно набраться знаний, накопить впечатления, пережить какие-то важные события, повзрослеть, поумнеть…
Наступила вторая половина жизни, и теперь нельзя позволить себе растратить ее на что-то такое, без чего можно обойтись, к чему не лежит душа. Понимаю, что время для моих скромных литературных трудов наступило. Не писать я уже не могу. Герои моих рассказов живут рядом, сюжеты диктует жизнь.
9. Что считаете непременным условием настоящего творчества?
Писатель (художник, режиссер фильма, театральный постановщик) должен быть умен, талантлив и образован, иметь доброе сердце и любить людей, для которых он пишет свои книги (создает полотна, фильмы, спектакли).
10. Что кажется Вам неприемлемым в художественном творчестве?
Художественное произведение, опубликованное в книге, поставленное на сцене театра или использованное для съемок фильма, не должно будить в людях ненависть к ближнему, вносить в души разочарование и опустошение. И еще — мату место на поле брани, не нужно осквернять литературную речь.
11. Расскажите читателям «Паруса» какой-нибудь эпизод своей творческой биографии, который можно назвать значительным или о котором никто не знает.
Мне рассказывают о себе порою совсем незнакомые люди, с которыми сводит жизнь. Так случилось в мои семнадцать лет знакомство с пожилой женщиной, солдатской вдовой, всю жизнь хранившей любовь и верность мужу. «Под корень срубленной, не цвести больше яблоньке» — сказала она. Я пообещала написать о ее судьбе.
Выполнила обещание через много лет: история «Журавушки» была напечатана в нескольких газетах. Пришло много писем от читателей, в каждом — своя история любви. Это было так неожиданно... Словно белые бумажные журавлики, полетели ко мне почтовые конверты с людскими судьбами, с болью, которую не лечит время. Получила я и главное письмо — от правнуков героини моего рассказа. Поведали они в том письме о своем добром ангеле-хранителе, о последних годах долгой жизни «Журавушки», поклонились от меня ее могиле. Словно снова свиделась я на прощание со своей героиней. В память о ней посадила яблоньку в своем саду, жду первого ее цветения и первых плодов.
12. Каким Вам видится идеальный литературный критик?
Доброжелательным, но строгим и высокопрофессиональным.
13. Каким Вам видится будущее русской литературы?
Любовь к литературе закладывается в детстве. Радует тот факт, что сейчас вновь издается большое количество детских книг — качественных, красочных, познавательных, интересных. Эти книги востребованы маленькими читателями. Приобщившись к литературе с детства, повзрослевший читатель будет тянуться к книге. Спрос на литературу (в том числе на качественную современную литературу) будет всегда, надо только правильно воспитывать детей — будущих читателей и писателей.
У нашей литературы основательный, крепкий фундамент на все времена — это русская классика. Возможно, в ней и таится загадка русской души — в ее чистоте, глубине, искренности, долготерпимости, совестливости и высокой морали.
14. Есть ли у Вас рекомендации для студентов-филологов?
Любите и сохраняйте русский язык! Боритесь за его чистоту!
15. Каковы Ваши пожелания читателям «Паруса»?
Чтобы не обмелело море литературы! Удачного плавания, попутного ветра!