Василий ГРИЦЕНКО. Рецензия на коллективную монографию «Спасут ли мир дельфины? Русские беседы о сакрализации прекрасного»

(Армавир, 2019. DOI: 10.2139/ssrn.3382991. URL: https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3382991)

 

Научно-популярный коллективный труд «Спасут ли мир дельфины? Русские беседы о сакрализации прекрасного» представляет собой свежий срез широкой межпредметной дискуссии о коллективной и индивидуальной идентичности. Ни авторы, ни модераторы проекта конкретно подобной цели не ставят и открыто не преследуют. Но метафоры заголовков разделов и глав («Отражения в Ином» и «Отражения Иного»), подборка и сопоставление материалов собеседников раскрывают интенцию замысла ведущего модератора бесед — без сомнений, неординарно мыслящего начинающего культуролога Геннадия Владимировича Бакуменко.

Посыл поиска индивидуальной идентичности в сложной конфигурации современной культуры скрепляет композицию книги.

Портреты авторов-собеседников, очерченные диалогами (разделами книги), уникальны. Это подчеркивает, что уникальность — неотъемлемая характеристика личностной субъектности: индивид ведь теряет субъектность пропорционально снижению собственной уникальности. Логическим следствием прогрессирующей тенденции индивидуализации, казалось бы, должна стать разобщенность («Стрелки компасов» [1]), но в монографии подчеркивается диалогическое следствие — усложнение символических связей.

Как предел локализации культуры в книге раскрывается своеобразие культуры личности («От автономии сознания к суверенности индивида» [2]) — композиционно в книге это и образы авторов-собеседников. В условиях ценностной неопределенности постмодернистской конфигурации культуры («Прекрасное в обыденном: к вопросу об этико-эстетической проблематике и смене парадигмы» [3]) не социальное окружение, перенасыщенное противоречиями, становится стабилизирующим началом, а устойчивая личностная позиция («Красота и ассертивность личности» [4]). И общая диалогическая интенция соавторов рецензируемой книги (описанная в терминологии Гадамера как «презумпция прекрасного») побуждает читателя к диалектическому синтезу, к поиску глубинных символических связей отдельных разделов, многогранной проблематики и авторских позиций монографии.

Сакрализация прекрасного, являясь общей темой диалогов, становится и методом постижения их содержания, особым образом проектируя читателя. Читатель имплицитно вплетен в композицию книги: уникальность его личностной культуры, его индивидуальная идентичность образуют О личностных началах творческих Даров» [5]) общее для соавторов диалогическое пространство.

Как правило, коллективная монография подразумевает общие методологические скрепы соавторов. Но не в данном случае. Иначе бы диалог превратился в монолог, а у читателя не осталось бы сакрального пространства для реконструкции своей уникальной идентичности.

Единство разнообразия в книге достигается композиционно. Как форма музыкального произведения или динамика сюжета литературного бестселлера строятся на сопоставлении контрастов, через сопоставление авторских позиций редакторы монографии приближают круглый стол узкого круга философов к образу современной культуры. Этот художественный прием побуждает оценить книгу в целом как метафоричное отражение реальности, как попытку моделирования текущих социокультурных процессов в рамках предложенной ими новаторской формы научной коммуникации.

Если актуализированная модель релевантна реальности и разнообразие действительно стимулирует усложнение символических связей, то прогрессирующую тенденцию индивидуализации сознания, как феномен постмодернистской парадигмы социокультурного развития, должен на деле уравновешивать процесс усложнения социальных связей. Т. е. прогрессия сознания бимодальна: индивидуальное и коллективное развиваются и усложняются одновременно. И ценность уникального опыта, и ценность возможности его коллективного применения, как указывает Г. Бакуменко в заключении, в равной степени формируют пространство современной культуры [6: 260].

Другой вопрос, насколько научно-теоретическая рефлексия поспевает за насущными требованиями времени и в какой мере участвует в совершенствовании механизмов реализации личностного и коллективного потенциала в плане социального развития. В этой связи подчеркнутая просветительская, научно-популяризаторская направленность издания составляют с композиционными художественными элементами единое целое. Книга читается как увлекательный роман, но вместе с тем образует читателя. Рецензируемая монография — смелый эксперимент, который нуждается в апробации опытным путем, в продолжении «бесед» по острым философским вопросам «непредвзято мыслящих людей со свежими взглядами» [7: 6] и авторитетных представителей открытой науки.

Хотелось бы пожелать соавторам и модераторам проекта не останавливаться на достигнутом. В предложенной ими форме заложен серьезный эвристический и просветительский потенциал.

 

Примечания

1. Глущенко В. Н. Стрелки компасов // Спасут ли мир дельфины? Русские беседы о сакрализации прекрасного. Армавир, 2019. C. 53–59. DOI: 10.2139/ssrn.3382991. URL: https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3382991

2. Похилько А. Д. От автономии сознания к суверенности индивида // Спасут ли мир дельфины? Русские беседы о сакрализации прекрасного. Армавир, 2019. C. 37–52. DOI: 10.2139/ssrn.3382991. URL: https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3382991

3. Щербак Н. Ф. Прекрасное в обыденном: к вопросу об этико-эстетической проблематике и смене парадигмы // Спасут ли мир дельфины? Русские беседы о сакрализации прекрасного. Армавир, 2019. C. 180–201. DOI: 10.2139/ssrn.3382991. URL: https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3382991

4. Дудина М. Н. Красота и ассертивность личности // Спасут ли мир дельфины? Русские беседы о сакрализации прекрасного. Армавир, 2019. C. 18–36. DOI: 10.2139/ssrn.3382991. URL: https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3382991

5. Сузи В. Н. О личностных началах творческих Даров // Спасут ли мир дельфины? Русские беседы о сакрализации прекрасного. Армавир, 2019. C. 155–162. DOI: 10.2139/ssrn.3382991. URL: https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3382991

6. Бакуменко Г. В. Вместо заключения / Г. В. Бакуменко, В. Н. Сузи, В. Н. Любая // Спасут ли мир дельфины? Русские беседы о сакрализации прекрасного. Армавир, 2019. С. 257–261. DOI: 10.2139/ssrn.3382991. URL: https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3382991

7. Калус И. В. Интродукция / И. В. Калус, С. В. Недбаева, Г. В. Бакуменко // Спасут ли мир дельфины? Русские беседы о сакрализации прекрасного. Армавир, 2019. C. 6–16. DOI: 10.2139/ssrn.3382991. URL: https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3382991

 

Официальный рецензент:

Гриценко Василий Петрович,

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и общественных дисциплин ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры»; 350072, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. 40-летия Победы, д. 33, корп. 3, ауд. 311.

Project: 
Год выпуска: 
2019
Выпуск: 
76