Теране ОРУДЖЕВА

1. Расскажите, как Вы пришли к занятиям литературным творчеством. Какими были первые опыты?

 

Первое стихотворение я написала в 14 лет. Посвящено оно было моему отцу, рано ушедшему из жизни, которого я никогда не видела.

Так как мой лезгинский народ разделен на две части, я родилась в Азербайджане, в Кусарском районе. Поскольку в школе мы не изучали грамматику родного языка, стихи я писала на диалектном лезгинском и на азербайджанском языках. После окончания девятого класса родной брат Азиз забрал меня в Тулу, где я позже начала писать стихи и на русском.

Кстати, Азиз в моей жизни, в том числе в творческой, сыграл большую роль. Когда в 2013 году мне наконец-то представилась возможность изучать грамматику лезгинского языка (в школе, организованной при ФЛНК), несмотря на некоторые противоречия в моей семье, Азиз и мой троюродный брат Чингиз настояли на этом. Оба они — творческие, образованные, интеллигентные люди. Безмерно благодарна им!

 

2. Кого можете назвать своими литературными учителями?

 

Мой учитель (и литературный в том числе) — моя мама. Она сама при жизни писала стихи. И это было неизбежно, так как в моем роду много творчески одаренных людей.

Не меньший вклад внес Халидин Эльдаров, мой первый учитель в школе лезгинского языка. А кто еще? Етим Эмин, Сулейман Стальский, Байрам Салимов, Алирза Саидов, Калантар Калантарли, Сергей Есенин, Александр Пушки, а также современные лезгинские писатели — вот мои учителя!

 

3. В каких жанрах Вы пробовали себя?

 

Я пишу любовную лирику, детскую прозу, гражданско-патриотическую, пейзажную лирику, философскую мистику, эссе.

 

4. Как бы Вы могли обозначить сферу своих литературных интересов?

 

Меня интересует всё, что происходит в мире и с моим многострадальным народом. Всё, что окружает меня. Всё, что заставляет трепетать струны моей души. Особенно природа!

 

5. Какого автора, на Ваш взгляд, следует изъять из школьной программы, а какого — включить в нее?

 

Убрать «Лолиту» Владимира Набокова. Включила бы «Пену дней» Бориса Виана.

 

6. Есть ли такой писатель, к творчеству которого Ваше отношение изменилось с годами радикальным образом?

 

У нас очень много талантливых, уникальных писателей. Но и среди них выделяется поэт и прозаик Сажидин Саидгасанов. Это чистый родник поэзии, который щедро льется и ныне, несмотря на то, что автору исполнилось уже 87 лет. Сажидин Саиджамалович поражает своим ясным умом и своей активностью в интернете, он озабочен проблемами родного языка, он горюет о бедах моего народа... Всё это не может не вызывать самого искреннего уважения!

 

7. Каковы Ваши предпочтения в других видах искусства (кино, музыка, живопись…)?

 

Очень люблю народное музыкальное творчество. В годы своей юности в Туле я пела в русском народном ансамбле (в хоре). С удовольствием пою и теперь, очень трепетно отношусь к лезгинским народным песням. Именно в них я чувствую душу и дух народа.

А что касается кино, то люблю фильмы, отображающие эпоху восемнадцатого века (только такие, где нет насилия).

 

8. Вы считаете литературу хобби или делом своей жизни?

 

Скорее, делом жизни.

 

9. Что считаете непременным условием настоящего творчества?

 

Возможно, не все это поймут, но я часто просыпаюсь ночью оттого, что ко мне потоком, словно из другой реальности, приходят стихи в виде песен. К сожалению, не всё запоминается. Когда иду по дороге, то порой, не замечая никого, могу достать блокнот и начать писать. Для меня каждый человек, каждое существо, каждое явление природы, каждый предмет, одним словом, всё, что вижу и чувствую, — это поэзия!

По-моему, непременных условий для творчества не должно быть, потому что оно может родиться где угодно, в любых условиях.

 

10. Что кажется Вам неприемлемым в художественном творчестве?

 

Подмена ценностей, пропаганда всяческого негатива, аморальность.

 

11. Расскажите читателям «Паруса» какой-нибудь эпизод своей творческой биографии, который можно назвать значительным или о котором никто не знает.

 

Несколько лет назад книга Сулеймана Стальского с переводами Евгения Чеканова произвела на меня сильное впечатление. После этого мечтала познакомиться с Евгением Феликсовичем. И вот недавно, благодаря замечательному человеку, известному гармонисту Расиму Бакарову, наше знакомство состоялось.

 

12. Каким Вам видится идеальный литературный критик?

 

Прежде всего он сам должен быть не обделен талантом, чтобы иметь право справедливо оценивать чужие работы.

 

13. Каким Вам видится будущее русской литературы?

 

Пока великий русский народ жив, и с литературой тоже всё будет в порядке.

 

14. Есть ли у Вас рекомендации для молодых студентов-филологов?

 

Больше изучайте творчество не только великих мира сего, но и молодых авторов. Я к себе тоже всю жизнь отношусь как к студенту.

 

15. Каковы Ваши пожелания читателям «Паруса»?

 

Живите здесь и сейчас! Любите и будьте любимыми!

Журналу «Парус» желаю процветания и долголетия. Коллективу вашему — всех земных благ!

Project: 
Год выпуска: 
2021
Выпуск: 
87