Людмила БРАГИНА. Знакомство с автором
1. Расскажите, как Вы пришли к занятиям литературным творчеством. Какими были первые опыты?
Как сказал Альберт Эйнштейн: «Секрет творчества состоит в умении скрывать источники своего вдохновения». Вдохновение как источник творчества изначально непознаваемо. Оно есть тайна. Были попытки ответить…
Вдохновение — выше знания,
Чистый проблеск в безликой вечности.
Вдохновение — оправдание
Безнадежности и беспечности.
Щедрый гость — своевольней памяти,
Разрешающий все сомнения.
Безошибочно, в звёздной замяти
Узнаю твой зов, Вдохновение!
Первое стихотворение было написано в 4-м классе. Пробуждению вдохновения способствовали длинные ресницы над карими глазами одноклассника, хорошо решающего математические примеры. Но как истинная девочка написала первое свое стихотворение о природе — о весне, конечно.
2. Кого можете назвать своими литературными учителями?
В раннем дошкольном детстве «запойно» смотрела картинки, потом сама записалась в пять библиотек и искала всё новые и новые впечатления. Помню, как в начальной школе страшно нравилось читать словари новых слов в конце учебника русского языка. Читала и восторженно думала: «Какие слова красивые есть!».
Будучи уже взрослой, ещё большее восхищение испытала при чтении «Словаря пословиц и поговорок русского народа» Владимира Даля.
Считаю учителями русских классиков. И список этот не короток: Пушкин, Гоголь, Чехов, Тургенев, Есенин, Цветаева, Булгаков...
3. В каких жанрах Вы пробовали себя?
Поэзия, проза.
4. Как бы Вы могли обозначить сферу своих литературных интересов?
Как в детстве в библиотеках искала новые книги, так теперь ищу с тем же, а то и большим интересом новых талантливых авторов. И за 25 лет, в течение которых я руковожу молодёжной литературной студией «Младость», это не стало рутиной, а продолжает приносить радость и вдохновлять.
5. Какого автора, на Ваш взгляд, следует изъять из школьной программы, а какого — включить в нее?
Я недостаточно компетентна в этом вопросе, поскольку не вполне представляю, как выглядит современная школьная программа, поэтому надеюсь, что с этим вопросом справится министерство образования.
6. Есть ли такой писатель, к творчеству которого Ваше отношение изменилось с годами кардинальным образом?
Кардинально не изменилось, но углубилось понимание тех произведений, которые при юношеском прочтении вызывали поверхностные пылкие восторги.
7. Каковы Ваши предпочтения в других видах искусства (музыка, живопись, кино…)?
В изобразительном искусстве преклоняюсь перед творчеством А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, М.А. Врубеля.
В прошлые годы работала художником-оформителем, дизайнером. В последнее время увлекаюсь художественной вышивкой. Любовь к этому виду декоративно-прикладного искусства мне привила в детстве бабушка. Мной создано около 30 разноплановых работ, которые были представлены на персональной выставке в Пушкинской библиотеке-музее в 2017 году.
8. Вы считаете литературу хобби или делом своей жизни?
Это больше, чем хобби и дело. Это моё предназначение, моё существование во всевозможных проявлениях: чтение любимых и новых книг, общение с известными и молодыми авторами… И, собственно, творчество: пьянящие минуты вдохновения и кропотливая, захватывающая, беспрерывная работа.
9. Что считаете непременным условием настоящего творчества?
Творчество это из разряда крылатых категорий, поэтому обязательна свобода — писать как хочешь и что хочешь. Конечно, творчество это и большая ответственность — оно требует от художника высоких человеческих и профессиональных качеств.
10. Что кажется Вам неприемлемым в художественном творчестве?
Безграмотность, внутренняя пустота, безответственность рассудка, которую называют «потоком сознания».
11. Расскажите читателям «Паруса» какой-нибудь эпизод своей творческой биографии, который можно назвать значительным или о котором никто не знает.
В 1993 году вышла в свет первая моя книга стихов «Чистый звук». Конечно же, я была счастлива и до конца не понимала, что это начало моего творческого пути и нового поворота судьбы. В 1994 году стала участником I Всероссийского совещания молодых писателей России, по итогам которого была принята в Союз писателей России, и это событие оказало огромное влияние на последующее моё творчество.
На этом историческом совещании мне выпала честь увидеть, познакомиться, пообщаться с такими величайшими писателями современности, как Валентин Распутин и Юрий Кузнецов.
Кстати, позже, когда возглавляла Бюро пропаганды художественной литературы при писательской организации, они неоднократно отзывались на приглашения и приезжали на Белгородчину, встречались с широким кругом читателей.
90-е и начало 2000-х для нас стали ярким и плодотворным литературным периодом, с глубочайшей благодарностью вспоминаю беседы и выступления с замечательными поэтами и прозаиками: Владимиром Костровым, Станиславом и Сергеем Куняевыми, Виктором Кочетковым, Валентином Сорокиным, Валентином Устиновым, Александром Казинцевым…
12. Каким Вам видится идеальный литературный критик?
У литературного критика очень ответственная миссия: он призван объяснить себе, автору и читателю, о чём написана книга. А для этого нужно быть внутренне свободным, широко и глубоко образованным, обладать тонким литературным чутьём, которое на этой стезе приравнивается к таланту.
13. Каким Вам видится будущее русской литературы?
Прошлое, настоящее и будущее русской литературы было, есть и будет связано с судьбою русского народа. Будет русский народ в будущем — сохранится и продолжится русская литература вместе с ним.
14. Есть ли у Вас рекомендации для студентов-филологов?
Учитесь хорошо, потому что конкуренция растет во всех сферах человеческой жизнедеятельности и будущее за высококлассными специалистами. И, самое главное, вдумчиво и бережно относитесь к русскому языку как величайшей культурной ценности и вековому труду предшествующих поколений. Он значительно обогатил мировую культуру, а вам даст профессию и путевку в жизнь.
15. Каковы Ваши пожелания читателям «Паруса»?
Поддерживать свой журнал новыми идеями, интересными материалами и другими формами вспомоществования. А журнал постоянно будет радовать вас открытием новых имен в литературном мире.