Диана КАН. «…Опять гармонией упьюсь…»

В селе Большое Болдино прошёл 55-ый Всероссийский Пушкинский Праздник Поэзии

Удивлять — такова, видимо, судьба Пушкинского Болдино, старинного села Нижегородчины, которое принадлежало роду Пушкиных на протяжении многих веков, вплоть до 1911 года. Ныне Болдино и окрестности — культурно-историческая вотчина музея-заповедника им. Пушкина, которым руководит выдающийся музейный работник Нина Жиркова… При жизни Поэта село Большое Болдино  удивило мир гениальной самоизоляцией, что сегодня называется «Болдинская осень» и ассоциируется с именем Пушкина. 8 сентября 1830 года Александр Сергеевич приехал в Болдино, чтобы вступить во владение расположенной неподалёку от Болдина деревней Кистенёво, в названии которой так просматривается название мятежной деревни в повести «Дубровский». Местные жители поговаривают, что и сегодня жители Кистенёво избыточно покладистым нравом не отличаются. Воистину, зря деревням название не дают, а название Кистенёво происходит от слова КИСТЕНЬ, с которым в давние времена разбойники выходили на большую дорогу…

Деревня Кистенёво была выделена Поэту отцом в связи с предстоящей женитьбой. Конечно, Пушкин рвался к невесте в столицу, но эпидемия холеры и карантин внесли свои коррективы, на целых три месяца задержав Поэта в Болдино. Результатом «Болдинской осени» стали жемчужины отечественной и мировой литературы, даже само перечисление которых займёт немало времени. Одноэтажный барский дом в селе Большое Болдино и расположенный неподалёку домик управляющего доселе хранят звук пушкинских шагов! А дух тогдашнего Болдино запечатлён Поэтом в строчках:

«Смотри, какой здесь вид: избушек ряд убогий, //За ними чернозем, равнины скат отлогий, //Над ними серых туч густая полоса. //Где нивы светлые? где темные леса? //Где речка? На дворе у низкого забора //Два бедных деревца стоят в отраду взора, //Два только деревца. И то из них одно //Дождливой осенью совсем обнажено, //И листья на другом, размокнув и желтея, //Чтоб лужу засорить, лишь только ждут Борея. //И только. На дворе живой собаки нет. //Вот, правда, мужичок, за ним две бабы вслед. //Без шапки он; несет подмышкой гроб ребенка //И кличет издали ленивого попенка, //Чтоб тот отца позвал да церковь отворил. //Скорей! ждать некогда! давно бы схоронил».

Если отрешиться от грустной тональности стихотворение и сравнить описываемое с той красотой, солнечностью и ухоженностью, что нынче являет собой Большое Болдино в начале июня, невольно напрашивается вывод, что Поэт не был в восторге от затянувшегося пребывания в карантине. Да к тому же Пушкина, известного книгочея, наверняка удручало отсутствие в его болдинском заточении библиотеки. Всего несколько книг стали его друзьями во время карантина — сборник поэзии Милмана, Боулза, Уилсона и Барри Корнуолла, сборник со стихами Кольриджа, Шелли и Китса, второй том «Истории русского народа» Николая Полевого, а также упомянутая в «Барышне-крестьянке» антология афоризмов Жан-Поля. И при этом — ни одной чистой тетради для стихов! В таких вот, не побоимся определения — экстремальных условиях, создавались шедевры Болдинской осени!

Зато здесь поэт сполна получил возможность пожить в гуще народа, пообщаться с крестьянами, изучить простонародное наречие и обычаи. Впрочем, давайте дадим слово самому Пушкину, чтобы он описал свой болдинский быт: «Просыпаюсь в 7 часов, пью кофей и лежу до 3 часов… недавно расписался, и уже написал пропасть. В 3 часа сажусь верхом, в 5 в ванну и потом обедаю картофелем, да грешневой кашей. До 9 часов — читаю…». При этом работал Пушкин, создавая свои произведения, говоря языком советского поэта: «.. как вельможа — только лёжа»!

При этом, конечно, Поэт не мог не переживать за свою невесту Натали и друзей, которые оставались в Москве во время эпидемии, где смертность от холеры была повыше, чем от ковида сегодня. Но даже страх одиночества и смерти у гениального поэта принимали форму литературного новаторства:

«Безумных лет угасшее веселье //Мне тяжело, как смутное похмелье. //Но, как вино — печаль минувших дней. //В моей душе чем старе, тем сильней. //Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе //Грядущего волнуемое море. //Но не хочу, о други, умирать; //Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; //И ведаю, мне будут наслажденья //Меж горестей, забот и треволненья: //Порой опять гармонией упьюсь, //Над вымыслом слезами обольюсь, //И может быть — на мой закат печальный //Блеснет любовь улыбкою прощальной».

Уникальность этого стихотворения, как и многого из того, что вышло из-под пушкинского пера в болдинскую бытность, в несвойственной прежде стилистике. В Болдино Поэт стал новатором, отвергнув традиционный пятистопный ямб в поиске новых ритмических рисунков поэзии. Вот что он говорит об этом в самом начале поэмы «Домик в Коломне»:

«Четырехстопный ямб мне надоел: //Им пишет всякий. Мальчикам в забаву //Пора б его оставить. Я хотел //Давным-давно приняться за октаву. //А в самом деле: я бы совладел //С тройным созвучием. Пущусь на славу! //Ведь рифмы запросто со мной живут; //Две придут сами, третью приведут».

Неподалёку от знаменитого сегодня на весь мир Болдина расположена ещё одна усадьба Пушкиных - живописная Львовка с её вековыми деревьями, старинным парком и прудами, деревянным храмом, построенным при сыне Поэта, Александре Александровиче Пушкине. Сегодня Львовка известна расположенным в барском доме музеем «Повестей Белкина», а также музеем сельской школы. Между Болдино и Львовкой, расположенными в нескольких верстах друг от друга, шумит зелёной листвой живописная берёзовая роща Лучинник, помнящая Поэта, давшего ей это название. В Лучиннике традиционно-ежегодно проводится ярмарка народных промыслов, собирающая много народа. Здесь же, на импровизированной сцене, проходит выступление поэтов, приезжающих на Всероссийский Пушкинский праздник Поэзии.

На нынешнем 55 Пушкинском Празднике Поэзии была традиционно делегация поэтов Нижегородской области, возглавляемая писателем и издателем Олегом Рябовым. Были поэты и писатели из Санкт-Петербурга, Москвы, Казани… А ведущим всех поэтических вечеров в Болдино и Лучиннике, опять-таки по традиции, является поэт-болдинец Александр Чеснов. Также на импровизированной сцене в роще Лучинник выступают музыкальные и фольклорные коллективы из разных городов России. Нынешний год, наследуя традиции, тем не менее преподнёс насколько сюрпризов, ведь, как сказано выше: одна из прерогатив Болдина — удивлять всякого сюда приезжающего, даже если он приезжают в Болдино ежегодно.

Традицией Болдино является богатая культурная программа, включающая в себя вернисажи художников России, выступления лучших музыкальных коллективов России. А также проведение театрализованных Пушкинских балов в прекрасной Ротонде Культурного центра. Болдинские балы не просто зрелищны, они ещё несут просветительскую функцию — зрители узнают о дворянских традициях и танцевальной культуре России много нового. Великолепные костюмы, опытные танцоры, сияющее хрусталями огромной люстры освещение, атмосфера простоты и изысканности одновременно — всё это Пушкинский Болдинский бал! И это традиция! А вот новацией 55 Пушкинского Всероссийского праздника стало участие в нём уникального коллектива из города Дзержинск, представившего «Пушкин-шоу». Меня, к примеру, вовсе не напрягает иностранное слово ШОУ в применении к Пушкину, который, как известно, был человеком мировой культуры и до своих пяти лет, до приезда к бабушке в Захарово, исключительно франкофонным ребёнком… Пушкин-шоу — замечательный динамичный спектакль в костюмах-стилизациях под старину вообще и пушкинскую эпоху в частности, что прошёл в роще Лучинник на второй день праздника. Дамы в кринолинах, герои пушкинских произведений — шамаханская царица, Белочка, Пиковая дама и так далее, и тому подобное — зрелище было поистине феерическим! Невольно подумалось, что Александр Сергеевич, большой знаток женской красоты, наверняка остался бы доволен, если бы в пору его Болдинского карантина стал участником Праздника в честь себя самого!

(Фотоиллюстрации Дианы КАН)

 

 

 

 

 

Project: 
Год выпуска: 
2021
Выпуск: 
87