Олег ГОНОЗОВ. Новые времена. Короткие рассказы
Космическая мечта
Выйдя на долгожданную пенсию, я заскучал.
Заниматься с внуками, ходить с ними в музыкальную школу и бассейн мне было неинтересно, а протирать штаны возле телевизора не позволяло высшее образование.
— В космос бы слетать, — выдал я однажды после ужина.
— Да ты что, Никита, мелешь? — выронила тарелку супруга. — В молодости надо было о космосе думать, а не на седьмом десятке! Ты себя в зеркале-то видел?
— А что?
— Посмотри как-нибудь на досуге! Полюбуйся на свои седины!
— Седины космосу не помеха, они добавляют мужчине благородства...
Супруга, однако, не сдавалась. Поняв, что разговор с ней — напрасная трата времени, я направился в военкомат. Там люди военные, быстро поймут, что к чему. И помогут.
— Вы, уважаемый, по какому вопросу? — спросил на входе дежурный.
— По личному.
— А поподробнее?
— Хочу записаться в отряд космонавтов.
— Извините, но это не к нам, — улыбнулся дежурный. — Это вам к психиатру!
К психиатру я не пошел, обратился к знакомому депутату:
— Вся моя семья за вас голосует, а вы помогите мне совершить полет в космос.
— Куда? — поперхнулся народный избранник.
— В космос!
— Космическим туристом? Или как подопытный материал?
— Первым космическим пенсионером!
— А что, это идея! — загорелся депутат. — Пока немецкие и австрийские пенсионеры греют брюхо на средиземноморских курортах, наши ветераны штурмуют космос! Класс! Утрем нос Европе! Со здоровьем есть проблемы?
— Нет! Давление как у космонавта, зрение единица, ожирением не страдаю, зубы свои!
— Пишите заявление. В течение месяца дадим ответ.
— В течение месяца? А пораньше нельзя? Как ветерану труда?
— Раньше не получится. Сейчас мы подобные заявления от губернатора и мэра рассматриваем. Всем, видите ли, в космос захотелось. И депутаты тоже хотят, и члены правительства. Но из рядовых пенсионеров вы, Никита Фомич, первым будете. Скажите честно, давно о космосе мечтаете? Наверное, со школы?
— Да нет... Впервые задумался, когда впервые получил пенсию.
— Это почему?
— Так на нее не прожить! А космонавт один раз слетает в космос — и после этого всю жизнь как сыр в масле катается!
Жертва мошенничества
Звонок раздался в десять утра.
Мария Ивановна сняла трубку и сразу поняла, что на другом конце провода — телефонные мошенники.
— Ваш внук только что совершил серьезное ДТП, — торопливо объяснял неизвестный. — Вдребезги разбита дорогая иномарка, есть жертвы, а это от трех до пяти лет лишения свободы... Чтобы помочь внуку избежать уголовной ответственности, нужны деньги!
— Сколько?
— Двести тысяч! — наглости телефонных мошенников не было предела. — Готовьте деньги, сейчас к вам приедет человек! И о нашем звонке — никому, а то ваш внучонок точно загремит по этапу!
— Но у меня дома нет таких денег, — всхлипнула Мария Ивановна. — Нужно ехать в банк, а это на другом конце города...
Несколько секунд трубка молчала.
— Ладно, поможем вам... Выходите на улицу — к дому подъедут серебристые «Жигули» и отвезут вас туда, куда нужно. И помните: никому ни слова! В интересах вашего внука!
Проехав полгорода и остановившись возле банка, водитель прижал палец к губам.
Мария Ивановна, как заправская заговорщица, ответила ему тем же. Вернулась через полчаса, с печальным видом.
— Пин-код пластиковой карточки забыла, — тяжело вздохнув, объяснила она. — На дачу надо ехать! Он у меня там в тетрадке записан...
С дачи, которая находилась в тридцати километрах от города, Мария Ивановна вышла с двумя сумками картофеля и сеткой лука.
— Грузи в багажник, и поехали! — скомандовала она заскучавшему парню.
— В банк? — уточнил тот.
— Домой! — бросила Мария Ивановна. — Ну, не с картофелем же в банк ехать? А по дороге возле супермаркета еще тормозни, мне надо хлеба и молока купить...
Водила насупился, но промолчал.
На улице темнело. Парень нервничал, но Мария Ивановна была спокойна. И даже помогала водителю, показывая, где лучше свернуть.
— Чем сидеть без дела, помог бы бабушке, — заметила она, вылезая из машины.
Мошенник покорно потащился на пятый этаж, где его уже ждали ребята в полицейской форме.
— Майор в отставке Фофанова! — наконец-то представилась Мария Ивановна.
— А как же ваш внук? — вытаращил глаза водитель. — Его же теперь посадят...
— Нет у меня никакого внука, — отрезала жертва мошенничества. — Как не было и ДТП с человеческими жертвами... Я сразу вас раскусила!
— А зачем тогда нужно было в банк ездить?
— Чтобы за квартиру и телефон заплатить.
— А на дачу? И в магазин...
— Неужели не ясно? Чтобы картошку и лук домой перевезти! И продуктов прикупить, — объяснила майор в отставке Фофанова.
И на прощанье заметила:
— В следующий раз думайте, кому звонить. Мне ваши услуги теперь не больно и нужны. Я уже всю картошку с дачи перевезла. И весь лук с морковью!
Электронная любовь
Это только мы, пережившие застой и перестройку, могли уверенно летать самолетами «Аэрофлота», хранить деньги в сберегательной кассе и свято верить, что книга — источник знаний. Не зря молодежь над нами посмеивается.
Однако и для нас последняя четверть века не прошла бесследно. Источником знаний и для нас стал интернет, а лучшим подарком... Ну, конечно, не книга, а компьютер.
Но если время идет, а компьютер вам так никто и не дарит, то подарите его себе сами. Как это сделал Иван Сергеевич Задорожный.
Невысокий, несколько тучный и слегка лысоватый, Задорожный и прежде-то не комплексовал по поводу своей внешности. А после покупки компьютера и подключения к всемирной паутине — и подавно. У Задорожного началась самая настоящая страда: сотни, если не тысячи красавиц, начиная со звезд мировой величины вроде Мадонны и заканчивая никому не известной кассиршей Зиночкой с подмосковной станции Клизма, каждый вечер представали перед Задорожным в самых откровенных позах.
Оставалось только сделать выбор и отправить своей избраннице электронное послание с предложением руки и сердца. Но не Мадонне же его посылать! Да и вульгарная Зиночка как-то не очень вдохновляла Задорожного. Как всякому русскому человеку, Ивану Сергеевичу хотелось душевной близости и полного взаимопонимания.
Подумав, он вступил в электронную связь с Ириной Галкиной из Нижних Чайников, которая, судя по фотографии, была похожа на певицу Татьяну Овсиенко не только внешностью, но и тембром голоса.
«Дорогая Ирина! — решительно застучал по клавиатуре Задорожный. — Едва увидев Вас, я не только потерял голову, но и, словно мальчишка, сразу же потянулся к бумаге. И вот что из этого получилось...»
Не теряя времени, он снял с полки томик Евтушенко и набил одним пальцем несколько стихотворений. После чего скромно закончил: «Если посчитаете возможным, ответьте. Если нет, то забудьте. Искренне Ваш И. З».
Ответное послание не заставило себя долго ждать.
«Откровенно признаться, мою фотографию на сайт знакомств отправила не я, а моя подруга Мила. Да и то шутки ради, — писала Ирина. — Самой мне заниматься такой ерундой совершенно некогда. Наш театр отправляется на гастроли в Германию, а у меня четыре ведущих роли. К тому же спектакль «Преступление по-русски», где я играю Соню Мармеладову, вообще идет на немецком языке. Но Ваше письмо меня заинтересовало, захотелось узнать о Вас поподробнее. С дружеским приветом, Ирина Галкина».
«Поподробнее ей захотелось обо мне узнать, — ворчал Задорожный. — В Германию она уезжает на гастроли... Тоже мне, нашлась артистка погорелого театра. Да откуда, скажите мне, в Нижних Чайниках театр? Так я и поверил!»
Но, чтобы не упасть в грязь лицом, в новом электронном послании после очередного стихотворения Евтушенко он добавил: «Не стану от Вас скрывать, но все предки у меня были финансистами. Да и я сам, окончив Московский институт народного хозяйства, десять лет отдал Стройбанку, а с началом перестройки подался в глубинку, где возглавил коммерческий «Север-Банк». Лично знаком с Виктором Геращенко. Часто бываю в зарубежных командировках, а этим летом надеюсь отдохнуть на Кипре».
Ответ не заставил себя долго ждать. Ирина писала, что гастроли прошли удачно, а в Кёльне вообще был полный аншлаг.
Задорожный тут же ответил, что когда он ездил в Европейский Банк Развития за очередным кредитом, то заскочил в Париж и еще раз с удовольствием прошелся по залам Лувра и Версаля.
Ирина сообщила, что после удачно сыгранной роли Сони Мармеладовой ее хотят попробовать в Голливуде на роль Анны Карениной.
В ответном письме Задорожный между делом заметил, что ближайшую неделю он проведет в Японии на международном конгрессе по проблеме Курильских островов.
Ирина в новом послании обмолвилась, что на фестивале в Каннах она сидела в одном ряду с Софи Лорен и Аленом Делоном.
Задорожный взял паузу, поскольку на него надвигался очередной день его рождения.
Придя в себя после изрядно отмеченного дня, он довел до сведения Ирины, что во время командировки в Москву встретился со школьным приятелем Сергеем Кириенко и что в гостиничном номере они с ним жутко надрались коньяку.
Ирина без всяких пауз призналась, что ей скоро присвоят звание Заслуженной артистки России.
Задумав окончательно уесть актрису-самозванку, Иван Сергеевич написал ей, что скоро он будет проездом в Нижних Чайниках и что хотел бы лично поздравить ее с присвоением столь высокого звания.
«Где Вас можно найти?» — ядовито спросил он.
«Я сама Вас встречу на железнодорожном вокзале, — ответила собеседница. — Срочно пришлите свое фото!»
Задорожный отсканировал из журнала фотографию молодого Жерара Филиппа и отправил по электронной почте.
С Ириной они договорились встретиться возле расписания поездов.
Ровно в назначенный день Задорожный приехал в Нижние Чайники. Зачем? Дабы самолично убедиться, что никакой заслуженной артистки России Ирины Галкиной там нет. Как и вообще какого-либо драмтеатра.
Ирина Галкина тоже пришла на вокзал. Дабы проверить, что управляющий «Север-Банка» Задорожный — всего лишь выдумка, рожденная пылким воображением ее знакомца по электронной переписке.
Они так и не встретились. Низенький, под метр пятьдесят, лысоватый сантехник Задорожный так и не признал в полненькой кассирше городского ДК Ирине Галкиной знаменитую актрису с внешностью Татьяны Овсиенко.
Как, кстати, и она в Иване Сергеевиче — сочиняющего стихи банкира, чем-то очень похожего на молодого Жерара Филиппа.
Но если бы они все-таки встретились друг с другом, то могли запросто скрасить свою одинокую жизнь. Ну не всем же, в конце концов, быть управляющими банками и заслуженными артистками России!
Наедине с автоответчиком
Вот уже второй час я слушал телефонную трубку:
— Вы позвонили в управляющую компанию «Добрый дом», — разговаривал со мной автоответчик. — Если вас интересуют платные услуги — нажмите «один». Если вам нужен диспетчер — нажмите «два». Если ваш вопрос по субсидии — нажмите «три». Если у вас задолженность по квартплате — нажмите «четыре»...
Я нажал «два».
Трубка продолжила:
— Вы позвонили диспетчеру управляющей компании «Добрый дом». Если у вас вопрос по теплоснабжению — нажмите «один». Если у вас вопрос по горячему водоснабжению — нажмите «два». Если у вас вопрос по холодному водоснабжению — нажмите «три». Если у вас вопрос по канализации — нажмите «четыре». Если у вас вопрос по электросетям — нажмите «пять»...
Я нажал «один» и уже хотел было крикнуть: «Когда дадите тепло?», но ледяной голос автоответчика опередил:
— Вы позвонили в управляющую компанию «Добрый дом» по вопросу по теплоснабжению. Если вас интересует теплоснабжение вашего микрорайона — нажмите «звездочку». По вопросу по теплоснабжению вашего дома — нажмите «звездочку» и номер вашего дома. По вопросу по теплоснабжению вашей квартиры — нажмите «звездочку», номер вашего дома, еще раз «звездочку» и номер вашей квартиры. Если вы не успели нажать нужный номер, то нажмите «решетку» и попробуйте с нами связаться еще раз.
Я успел нажать «звездочку», «двадцать два», «звездочку» и «пятьдесят семь».
Это первые полтора часа я сбивался. Потом у меня всё пошло как по маслу. У автоответчика — тоже:
— Вы позвонили в управляющую компанию «Добрый дом» по вопросу по теплоснабжению пятьдесят седьмой квартиры двадцать второго дома, — вещал голос в трубке. — Если вы хотите обратиться к начальнику линейного участка — нажмите «один», если вам нужен дежурный ремонтно-эксплуатационного участка — нажмите «два». Если вы хотите переговорить со специалистом — нажмите «три».
Я нажал «три».
— Вы позвонили специалисту, — ответили мне. — В настоящее время все специалисты заняты. Перезвоните нам через десять минут.
У меня хватило терпения позвонить через десять минут и в сотый раз выслушать, что и когда нужно нажать.
Но соединения снова не произошло. Меня попросили перезвонить через пять минут.
Я перезвонил. И тогда в трубке наконец-то сказали:
— Вы позвонили специалисту по теплоснабжению. Ваш разговор записывается. Ожидайте! Специалист ответит вам в течение десяти минут!
В телефонной трубке заиграли скрипки. Потом автоответчик сказал:
— Специалист ответит вам в течение восьми минут. Семи... Четырех... Двух...
— У меня в квартире жуткий холод! — заорал я, как только произошло соединение. — На дворе октябрь, а батареи ледяные!
— Сколько градусов на термометре в квартире? — спросил специалист.
— Девять!
— Нажмите «девять»!
— Это еще зачем?
— Мы живем в новые времена, в век информатики — делайте всё, что требуют! Какова температура на термометре за окном?
— Откуда я знаю!
— Ответ некорректный!
— А если у меня нет уличного градусника?
— Наш разговор записывается!
— Два градуса.
— Нажмите «два»!
Я нажал.
— Для подтверждения подлинности указанных вами параметров температуры в квартире и на улице — наберите число, месяц и год вашего рождения!
— Да идите вы!..
Я бросил трубку.
И вот уже вторую неделю живу без тепла.
В кругу виртуальных миллионеров
В последнее время у меня появилось с десяток знакомых миллионеров. Они каждый день присылают мне письма на электронную почту. Бывает, что и не по одному.
Я этих людей знать не знаю, но они, добрые сердца, хотят мне помочь, поддержать меня, научить, как много заработать.
Я первое время не понимал, где эти заботливые люди — Вера, Ильгиз, Татьяна, Зураб, Диана — находят мой электронный адрес. Но письмо Дианы расставило всё по местам.
«Меня зовут Диана Одинцова, — писала Диана. — Эту почту мне дала Ваша одноклассница Катя Орехова. Она вас рекомендовала как адекватного человека. Два года назад мы с Катей решили заняться поиском дополнительного дохода. Денег потеряли достаточно, но и опыта набрались. Обе в интернете ничего прежде не могли заработать, но не сдавались и в итоге нашли один замечательный сайт...
Заработок пошел сразу! За полтора года набегало стабильно по семьдесят — сто двадцать тысяч в месяц. Потихоньку стали подтягивать к этому делу родственников и друзей. У всех доход тоже пошел в гору. Так что это — работает, мы убедились. Теперь решили расширить команду и дать заработать знакомым. По этой ссылке Вы найдете всю нужную информацию…»
По ссылке я не пошел, потому что стал вспоминать одноклассницу Катю Орехову. Но так и не вспомнил. На всякий случай даже альбом со школьными фотографиями пролистал — ну, не было у нас в классе Кати Ореховой! Ошиблась Диана, о чем я ей незамедлительно и сообщил.
На следующий день пришло письмо от Веры Колесовой.
«Добрый вечер! — писала она. — Это Вера Колесова. Я хочу рассказать тебе свою историю. Начинается история весьма печально: в январе 2018 года меня с двумя детьми бросил муж. Было мне тогда 38 лет. Зарплаты не хватало, я искала подработку в интернете, покупала курсы, хваталась за любую соломинку. Но всегда это заканчивалось только потраченными нервами и деньгами. И вот однажды я попробовала зайти на один замечательный сайт...
Я хмыкнул, но продолжил чтение.
«Я была ошарашена результатом. Оказалось, что заработать можно довольно просто. Ровно через два месяца я выбралась из долговой ямы и получила первый миллион. Сейчас я свободна и независима. У меня новый загородный дом, шикарная машина и внушительный счет в банке. Но теперь я хочу помочь и тебе заработать твой первый миллион...»
Веру Колесову, которую с двумя детьми бросил муж, я тоже знать не знал. Но все-таки порадовался за ее первый заработанный миллион. Вот, оказывается, как просто можно заработать себе на загородный дом, шикарную машину и внушительный счет в банке.
Однако, прежде чем пойти по ссылке, я попросил Веру прислать мне фотографии ее загородного дома и шикарной машины. Уж очень мне хотелось хоть одним глазком взглянуть на ее счастливую жизнь.
Вера не ответила, и я ее понял. Она-то ведь по доброму, от всего сердца хотела помочь мне заработать миллион, а я вроде как засомневался в ее успешности.
Ладно, — решил я. — В другой раз, прежде чем удалять письма от незнакомых миллионеров, буду относиться к ним внимательнее.
Письмо от Ильгиза (фамилию он не указал) я читал с трепетом, как послание с небес.
«Привет! — доверительно начал Ильгиз. — Как и обещал — вот ссылка на сайт. Проект еще как минимум месяц будет рабочим, только ты никому про это не говори. Там лимит на заработок — миллион двести тысяч в месяц, больше заработать даже не пытайся, после миллиона двухсот твой аккаунт все равно заблокируют до конца месяца! Когда погасишь кредит — напиши мне. И никогда больше не бери кредит под такие проценты!»
Последние слова меня насторожили. Никакого кредита я нигде не брал, да и аккаунт терять было жалко. По ссылке я не пошел.
Но поток электронных писем от виртуальных миллионеров не прекращался. Эти люди так настойчиво желали мне материального благополучия и финансового процветания, что я начал сомневаться в реальности их существования.
Всё прояснила Татьяна Кошкина.
«Два года назад такое письмо пришло моему мужу, и он позвал меня посмеяться над тем, как сейчас обманывают людей, — делилась Татьяна. — Я не особо старалась что-то понять и не захотела зарабатывать по сто — двести тысяч в месяц. Но эти цифры не давали мне покоя. Когда мужа не было дома, я решила перечитать письмо еще раз — и всё же прошла по ссылке. И не пожалела! Через пару дней на мою банковскую карточку капнули первые деньги. Сначала три тысячи, а потом и больше. Буквально за месяц я заработала 100 тысяч 400 рублей! А через пять месяцев получила свой заветный миллион! К нынешнему моменту деньги продолжают поступать, и я могу позволить себе всё, о чем давно мечтала. Советую тебе переслать эту ссылку всем знакомым, чтобы, не дай бог, они не прошли мимо своей удачи!»
Какие всё-таки добрые, заботливые эти виртуальные люди! Они всегда готовы поделиться своим успехом. И какие безучастные соседи живут в нашем подъезде! У них порой даже пятьдесят рублей в долг до зарплаты не выпросишь!
Но по присылаемым в электронных письмах ссылкам я все равно не хожу. Почему? Всё очень просто: я пока не придумал, куда потратить заветный миллион.