Абузар Эбрахими ТОРКАМАН. Незыблемые ценности нельзя упаковать ни в какую демократию.
Представители Культурного центра Ирана обратились к нам с некоторыми вопросами о современной русской литературе. В свою очередь, мы решили не упускать возможности побеседовать с Директором центра о других проблемах, которые, возможно, покажутся нашим читателям интересными. Брать интервью нам помогала очаровательная Фарзане Шафии, выступившая в качестве переводчика, а ход разговора поддерживали дружеские улыбки главного редактора иранского русскоязычного журнала «Караван» Сейид Хусейна Табатабаи.
— Наш русский гений Пушкин говорил, что три вещи формируют «особенную физиономию» любого народа: первое — это климат, второе — образ правления и третье — вера. Расскажите, пожалуйста, читателям «Паруса» об Иране с точки зрения этих факторов.
— В Иране климат такой же разнообразный, как в России: сейчас вы можете поехать на юго-запад нашей страны и увидеть, что там наступила весна, а можете отправиться дальше — на юг, чтобы позагорать и искупаться. На северо-западе же в данный момент стоят довольно сильные холода, тогда как на юго-востоке — осень… Так что вы найдете у нас все времена года сразу.
Во многом благодаря такому климату у нас хорошо развито сельское хозяйство, мы не сильно зависим от импортных товаров… На севере и юге Иран имеет выходы к Каспийскому морю и Персидскому заливу. Тем самым мы обеспечиваем России доступ в теплые воды.
— А что касается образа правления? Иранцы не мечтают о монархе?
— Образ правления — это то, что выбирают люди. Одни народы предпочитают республику, другие — монархию, третьи — демократию… Лично я считаю, что нигде в мире не существует и не может существовать стопроцентной демократии, ведь иначе такая страна попросту развалится изнутри. Каждая форма правления обязательно должна опираться на какие-то незыблемые ценности, которые нельзя упаковать ни в какую демократию…
После Исламской революции 1979 года иранский народ сменил форму правления: из монархической она превратилась в республиканскую. Люди выбирают депутатов в парламент, выбирают президента... Но президент подчиняется Высшему руководителю, а тот, в свою очередь, подотчетен Совету экспертов.
— Известно, что ислам в Иране — государственная религия. А много ли в Вашей стране атеистов?
— Такой статистики я не имею. Но наверняка они есть, ведь, как говорится, где человек — там все возможно… Не стану скрывать, роль религии в жизни нынешнего Ирана несколько ослабла по сравнению с прежними временами. Например, раньше, прощаясь, мы всегда говорили: «Бог хранит тебя», а сейчас частенько говорим просто: «До встречи». Или, допустим, после оплаты товара в магазине продавец обязательно сказал бы: «Бог возвратит вам», а сегодня можно услышать: «Спасибо за покупку»...
— Какие еще особенности иранской культуры Вам бы хотелось подчеркнуть?
— В первую очередь, конечно, гостеприимство. Я знаю, что многие жители России, хоть раз побывавшие в нашей стране, с большой теплотой рассказывают о радушии, с которым их принимали иранцы.
Также нельзя не отметить очень крепкие семейно-родственные связи, характерные для нашего общества. Мы тесно общаемся даже со своими дальними родственниками. И в этом определяющую роль играет как раз религия. Ислам утверждает, что тем, кто всегда заботится о своих родных и близких, Аллах продлевает жизнь. И у нас очень серьезное отношение к этому. В западном мире, к сожалению, все несколько иначе: там человек часто остается один на один со своими проблемами и несчастьями…
Кроме того, хотелось бы разрушить распространенный миф об угнетенном положении женщины в исламе. У нас в Иране замужняя женщина занимает весьма почетное место в обществе и имеет много прав и привилегий. В материальном плане она находится на полном обеспечении со стороны мужа, который должен исполнять едва ли не любые ее капризы. Так что тут, скорее, приходится говорить о нелегком положении иранского мужчины…
— А нынешняя иранская литература хранит традиции ислама, традиции древней литературы?
— Безусловно.
— И у вас совсем нет коммерческой литературы?
— Коммерческая литература, конечно, есть. Но мы трепетно относимся к своим корням и очень ценим красоту и мудрость, которыми дышит наша классика. В качестве примера упомяну прекрасные и поучительные, проникнутые высоким мистицизмом стихи Хафиза, Руми…
— Для России всегда имела значение оппозиция Запад–Восток. А насколько это актуально в Иране? Как сильно увлекается ваша молодежь западными ценностями?
— Увлечение западной культурой в молодежной среде, несомненно, имеет место, но сказать, что оно представляет серьезную угрозу для будущего Ирана, никак нельзя. В большинстве своем наша молодежь все-таки отвергает западные ценности, ориентируясь, прежде всего, на традиции собственной страны.
Что же касается противостояния Востока и Запада, то оно, разумеется, есть. Ни для кого не секрет, какую политику проводят США в отношении исламских государств, прикрываясь лживыми лозунгами о «свободе» и «демократии». Приведу лишь один пример. Вводя свои войска в Афганистан, США, кроме всего прочего, объявили, что намерены жестко бороться с наркоторговлей в этой стране. И что? Оборот наркотиков в Афганистане с тех пор увеличился в 40 раз!
— Мы, коренные русские люди, с восторгом следим за поведением Ирана в лице президента Ахмадинежада на международной арене. Например, в нашей редакции есть люди, которые считают его выдающимся историческим деятелем XXI века. Кого, помимо России, Иран рассматривает в качестве союзника в противостоянии с НАТО?
— К сожалению, многие мировые лидеры сегодня попросту боятся Соединенных Штатов. После распада СССР Америка твердо взяла курс на однополярный мир и всячески пытается укрепиться в роли полновластного хозяина мира. И она давно уже перестала скрывать это. «Либо вы с нами, либо — против нас», — открыто заявлял бывший президент Буш. Все это говорит уже о полной невменяемости Штатов, об их безумии и опьянении собственной мощью…
Тем не менее, я верю в то, что любая страна, осознавшая всю опасность американской внешней политики, непременно станет союзником Ирана.
— В чем, по Вашему мнению, духовные истоки такой агрессивной политики США и Запада?
— В том, что западный человек склонен ставить себя превыше всего. Будучи рабом своей животной природы и безмерной гордыни, он стремится занять место Бога. А это, как известно, может привести только к катастрофе. Разумеется, я говорю лишь об отдельных людях, а ни в коем случае не о целых народах.
— Достоевский писал, что каждая нация вырабатывает свою великую идею. Например, для моих соотечественников это «русская идея», для американцев — «американская мечта»… Как бы Вы определили историческое предназначение, миссию иранского народа? Связана ли она только с исламом?
— У каждого человека должно быть четкое понимание того, что в его жизни есть вещи, ради которых он готов отдать свою жизнь: Родина, вера, дом, семья… Главные постулаты всех религий мира говорят об этом. Да, мы, мусульмане, считаем, что ислам — последняя и самая совершенная религия, но при этом мы не боремся, не воюем с теми, кто думает иначе. Более того, мы всегда открыты для конструктивного, мирного диалога. Проблема не в религиях как таковых, а в отдельных людях, которые, прикрываясь словами священных книг, творят большое зло, развязывают кровопролитные войны. Посмотрите, что делают сионисты!.. У нас в Иране проживает немало евреев. Они даже имеют своего представителя в парламенте. Но никогда, поверьте, никогда между нами, мусульманами и иудеями, не возникало никаких конфликтов и проблем. А все потому, что иранские евреи совершенно нормальные, мирные люди, в отличие от иных своих братьев по крови, которые давно уже объявили нам войну…
— Спасибо за интересную беседу. Журнал «Парус» желает Вам духовной стойкости и сохранения всего доброго и мудрого, что несёт иранская традиция.
Вопросы подготовили Ирина Гречаник, Ренат Аймалетдинов и Евгений Чеканов.
Беседовала Ирина Гречаник.