Александр НЕСТРУГИН. Знакомство с автором.
1.Расскажите, что стало причиной Вашего прихода в литературу? Какими были первые опыты?
Можно было бы поёрничать или пожеманиться — торжественность формулировки «приход в литературу» вроде даёт для этого повод. Но любая анкета, как и театр, невозможна без известной доли условности. Потому отвечаю без оговорок: одиночество и — хоть Канта я тогда ещё не читал — «звёздное небо над головой». А первые опыты… От них осталась, пожалуй, лишь интонация. Она — в стихах.
2.Кого можете назвать своими литературными учителями?
В трудное время меня поддержал воронежский поэт Геннадий Лутков. Помогал и Егор Исаев, изредка. Но это всё же иное, не учительство. Похоже, что я самоучка.
3.В каких жанрах Вы пробовали себя?
В молодости очень хотелось написать поэму: у всех коллег-стихотворцев поэмы есть, а я что — хуже? Написал. Опубликовали, прозвучала по областному радио. А я через время перечитал и устыдился: вещь-то ученическая, слабая, ходульная. Положил подальше в стол. И с тех пор ничего «для самоутверждения» уже писать не затевал, как бабка пошептала.
4.Как бы Вы могли обозначить сферу своих литературных интересов?
Главным интересом является русская поэзия — совестливая, честная и проникновенная. Дорогие для меня имена: Светлана Сырнева, Диана Кан, Евгений Семичев, Юрий Перминов. Пишу эссе, рецензии, миниатюры (цикл «Вместо прозы»), рассказы.
5.Какого автора, на Ваш взгляд, следует изъять из школьной программы, а какого — включить в нее?
Открыл Интернет: для учеников 11-го класса из русской поэзии 20-го века «прописаны» лишь Б. Л. Пастернак и А. Т. Твардовский. А Юрий Кузнецов? Хотя бы вместе с Иосифом Бродским ввели, если уж принцип такой: представлять поэтов «полярными» парами.
6.Есть ли такой писатель, к творчеству которого Ваше отношение изменилось с годами кардинальным образом?
Окуджава. В юности я всё искал глазами его «Синий троллейбус». После известного расстрельного письма 1993 года и некоторых «ярких» высказываний («Я смотрел расстрел Белого дома как финал увлекательного детектива — с наслаждением») — не перечитываю и не слушаю. Боюсь, что на синем проступят бурые пятна…
7.Каковы Ваши предпочтения в других видах искусства (кино, музыка, живопись…)?
Кино: «Живые и мёртвые», «Римские каникулы».
8.Вы считаете литературу хобби или делом своей жизни?
Если предлагается такая альтернатива, то тогда уж — второе. К тому же не нравится мне это слово — хобби. Чужое оно, холодное, набриолиненно-напыщенное какое-то. Я вот рыбалку люблю, но это же не хобби, это — страсть!
9.Что считаете непременным условием настоящего творчества?
10.Что кажется Вам неприемлемым в художественном творчестве?
Быть честным. Честно жить. И писать честно. Стыдиться, страшиться служение литературе превратить в самолюбование, в позёрство. Ведь, если вдуматься, даже бескомпромиссное солженицынское «жить не по лжи» несвободно от малой доли литературной манерности. Если не по лжи, то — по чём? По правде? Ну, так и скажи. Тем более что это ведь не литература, а — жизненный принцип.
11.Расскажите читателям «Паруса» какой-нибудь эпизод своей творческой биографии, который можно назвать значительным или о котором никто не знает.
Такого, о чем никто не знает — в избытке. А вот выделить из этого что-то по-настоящему значительное затрудняюсь.
12.Каким Вам видится идеальный литературный критик?
Чтобы не утомлять перечислением качеств, назову имя: Вячеслав Лютый.
13.Каким Вам видится будущее русской литературы?
Нынче прилавки забиты всякими там «колами» да «фантами», а всё одно водицы хочется — чистой, родниковой. Положим, надумают производители этих «кол» все наши родники извести, забетонировать — как думаете, сумеют? И я думаю, что — вряд ли. Так и с литературой: настоящее, болевое, светоносное слово всё равно пробьётся из-под спуда — в любые времена.
14.Есть ли у Вас рекомендации для молодых студентов-филологов?
Рекомендаций нет, есть просьба. Давайте вместе оборонять язык Пушкина, Бунина, Шолохова от теснящего его англо-тырнетовского суржика. Для этого особого геройства не требуется: нужно просто говорить на нём…
15.Каковы Ваши пожелания читателям «Паруса»?
Держитесь «Паруса», с ним надёжнее — и в виртуальном мире, и в житейском море. А уж мы, авторы, постараемся вас не разочаровать.