Зузанна КУХАРИКОВА. Роль русской литературы и литературного журнала в современной России

(перевод со словацкого Ирины Калус)

Предыдущие материалы по теме см. здесь: http://parus.ruspole.info/node/4927, http://parus.ruspole.info/node/5026

 

1.Играет ли русская литература сегодня какую-либо значимую роль в обществе?

 

Конечно, играет. И эта роль значима во все времена, потому что главным содержанием литературы является человек, человеческая жизнь. Человек чувствующий, мыслящий, действующий, человек как точка пересечения жизненных явлений и проблем: социальных, моральных, психологических, философских и прочих. Как это было до сих пор, так и теперь литература учит, воспитывает, преображает человека, помогает ему познавать мир и самого себя, обогащает его чувства и мысли, облагораживает, очеловечивает. Литература приближает к своему собеседнику разные исторические эпохи, общественные и природные пространства других народов, изображает людские характеры, движения души человека, его мечты, поступки и борьбу за добро, развивает его фантазию. Литература и искусство вообще — это, несомненно, важнейшая часть нашей жизни.

Современность предлагает человеку множество разнообразных способов заполнения досуга и развития духовного потенциала, но все же литература по-прежнему имеет своих постоянных приверженцев (читателей и писателей), как, впрочем, и другие излюбленные области человеческих интересов — спорт, музыка, кино, другие искусства…

 

2.Какова, на Ваш взгляд, дальнейшая судьба отечественных литературных журналов?

 

Если принять во внимание их количество, гибель им точно не грозит. Разнородные по содержанию и форме подачи, они являются незаменимым двигателем литературного процесса. Мы находим в них интересные беседы с авторами, знакомимся с их мнениями, позициями относительно тех или иных общественных явлений, читаем критические и литературоведческие работы, знакомимся с книжными новинками и, что особенно важно, с творчеством молодых, начинающих писателей, которые хотят поделиться с нами своим взглядом на жизнь.

На сегодняшний день большую популярность приобрели электронные журналы или электронные версии печатных изданий. Это объяснимо — того требует эпоха развитых информационных технологий. Электронные журналы оперативнее, они быстро обновляются, они доступнее и экономичнее, нежели традиционные бумажные издания. Но говорить о закате последних все-таки преждевременно. Многие из них имеют большую культурно-историческую ценность, и читатели дорожат этим.

 

3.Какие литературные издания или деятели отвечают в наше время чаяниям русского человека?

 

Простой вопрос — сложный ответ. Различные социальные изменения, новые технологии, научные исследования и достижения, открытые границы, стремление познать неизведанное — все это приводит к смешению культур в целом, и литература здесь не исключение. На этот вопрос лучше всего ответить с точки зрения современного читателя (зрителя, слушателя). Он выбирает из того, что имеет. И определяющую роль здесь играют его вкус и ожидания, связанные с удовлетворением духовных запросов. Взыскательного читателя, безусловно, привлекут глубокие произведения, требующие зрелого рассмотрения, сложного анализа. Другая группа выберет сочинения для развлечения: эмоционально обогащённые романтические произведения, приключенческие, фантастические, исторические или детективные истории и т.д. Жанровое разнообразие велико, чему также способствует медиализация (распространение массовой культуры через СМИ). Следует иметь в виду, что предлагаемое читателю, конечно, должно быть качественным, но человек в своей сложности едва ли находит полное удовлетворение чем бы то ни было, поскольку с течением времени его представления и ожидания меняются. Большинство читателей имеет «своего» любимого автора или, возможно, группу авторов, которые как будто «читают их душу», соответствуют их взглядам, но другие постоянно открывают новых, сортируют их в своем сознании в зависимости от вкуса и уровня духовных потребностей.

В настоящее время существенно влияют на сознание людей и другие представители общественности. Ожиданиям людей, безусловно, отвечают личности, у которых слова не расходятся с делами, кто выполняет обещания, работает на благо народа. А каковы те ожидания? Сохранение чувства собственного достоинства, гармоничное сосуществование поколений, уважение к правам человека, право на справедливое распределение богатства, право на образование, свобода, жизнь без насилия… — подобные расхожие слова мы часто слышим от многих деятелей. Но, как говорится, это «бег на дальнюю дистанцию». Когда цель далеко и труден путь, надо ускориться.

 

4.Должна ли русская литература трансформироваться с учётом современных потребностей, или её задача — консервация ценностей и сохранение традиционных форм?

 

Литературе приходится адаптироваться к условиям современности, поскольку она призвана отражать время, в котором живет общество в целом и каждый человек в отдельности. Сегодня часто говорится о независимости, свободе человека, о его возможностях. К сожалению, люди часто не знают, как со всем этим обращаться. Мы являемся свидетелями эскалации преступности, усложнения межличностных отношений, роста эгоизма не только индивидуумов, но социальных групп, народов, беспрецедентного разрушения семьи. В семье и в обществе отсутствуют ответственность, вдумчивость, солидарность, понимание границ, за которые нельзя переступать. Социальная система с большим опозданием реагирует на растущую глобальную бедность, безработицу, мизерные шансы молодых людей устроиться в жизни и т.д. Вариантов выхода из кризиса много, как много и авторов, для которых поиск этих решений становится приоритетной задачей.

Не важно, какие жанровые формы или способы медиализации изображают битву за добро и справедливость. Как когда-то «Декамерон» Боккаччо выступил критически по отношению к феодализму, «Эрнани» Гюго — к средневековой политике, а «Человеческая комедия» Бальзака отобразила погоню за деньгами и моральный распад общества, так сочинения Толстого, Достоевского и Горького стали зеркалом русского общества, и точно так же будущим поколениям будет необходимо зеркало нашего времени. Многие такие произведения показывают героическую борьбу человека в условиях войны (Шолохов, Хемингуэй, Ремарк, Роллан...), есть также книги на исторические темы («Блокадная книга» Д. Гранина и А. Адамовича и др.), сочинения о лагерях смерти, о человеческих страданиях — всё это не перестанет быть нашей памятью. Чтобы нас не затопило зло, дамбой и живительной росой для души человека являются нежное слово поэзии, темы любви, родины, природы, светлые истории о человеческих отношениях, о поиске путей, которые объединяют людей. И такие произведения никогда не утрачивают значения, потому что они дают нам надежду.

Без знания прошлого нет будущего. Задачей настоящего, таким образом, является сочленение традиционного с современным.

 

5.Изменились ли задачи, стоящие перед писателем сегодня? Если да, то в каком направлении?

 

Писатель открывает читателю социальный и нравственный смысл действительности, стремится преумножить красоту жизни, воздействует на общество эмоционально и ментально. При этом важную роль играют его морально-этические принципы. Он является активным сотворцом исторических событий. Он должен быть не просто летописцем, но и совестью своего времени. Можно сказать, что названные задачи являются постоянными, более того, становятся все актуальнее. Конечно, в отдельных национальных литературах приоритетом является следование историческим традициям своих литературных предшественников, сохранение и защита духовного богатства своего народа перед лицом глобализации, которая бросает новый вызов целым человеческим сообществам, не исключая писателей. Различные события привели мир в своего рода хаотическое движение, в котором индивид шатается под тяжестью ненависти, стремления к власти и богатству. Военные конфликты и террор выгоняют людей с их родных земель и увеличивают их страдания. Это, конечно, происходит в истории не первый раз, а значит снова находятся темы и сюжеты — и еще более насущные, уже не только национальные, но выходящие за пределы континентов. И в центре их — человек и целые народы, подпавшие под чью-то злую волю, страдающие от несправедливости.

Литература и особенно многочисленные сценарии фильмов с преобладанием бессмысленных убийств, унижения, эгоизма, жестокости усугубляют в человеке ощущение беспомощности, безнадежности. Незамысловатые комедии, реалити-шоу, особенно на коммерческих телеканалах, уводят человека от реальности. Я думаю, что задача писателя сегодня — вступить в борьбу с этим сильным и безжалостным конкурентом. Тут есть широкое поле и для литературной критики как важного спутника писателя, особенно тогда, когда вкус читателя или зрителя оставляет желать лучшего. Нужно развивать его совместными усилиями. И Круглый стол «Паруса» является хорошим поводом задуматься о путях решения этих проблем. Безусловно, полезны беседы с авторами, авторские чтения, конкурсы начинающих писателей, различные мероприятия в библиотеках и учебных заведениях (у нас, например, проводится «Ночь с Андерсеном» — студенты ставят сказки в библиотеке). Есть давняя традиция проводить состязания в поэзии и прозе. Конечно, в этом нет ничего нового, но нужно сохранять эти традиции и искать новые пути.

Project: 
Год выпуска: 
2014
Выпуск: 
2