Алексей КОТОВ. Знакомство с автором
1.Расскажите, что стало причиной Вашего прихода в литературу? Какими были первые опыты?
Не помню точно, во втором или третьем классе мы писали первое изложение. Тогда я и понял, что я — писатель. Сразу!.. Чуть позже мне помогал Иван Васильевич Кривкин, удивительный человек и педагог. Никогда, ни до ни после, не встречал более интеллигентного и утонченного человека. Удивительно даже то, что он прошел всю войну, был ранен, но сохранил в себе самые лучшие и светлые качества.
2.Кого можете назвать своими литературными учителями?
Литературную классику, живую, искрящуюся, как вода под солнцем.
3.В каких жанрах Вы пробовали себя?
Прикасался ко многим… Люблю юмор, но не терплю сатиры. Единственное исключение — Михаил Булгаков. Но он всегда «любил своих героев», а это уже не совсем сатира.
4.Как бы Вы могли обозначить сферу своих литературных интересов?
Люблю все то, что кажется мне интересным. Не думаю, что эта всеядность так уж безвредна… Но, увы!
5.Какого автора, на Ваш взгляд, следует изъять из школьной программы, а какого — включить в нее?
Изъять — Солженицына. Добавить… А пусть школьники сами решают, кого им добавить, пусть они учат стихи любимых поэтов и читают любимых авторов.
6.Есть ли такой писатель, к творчеству которого Ваше отношение изменилось с годами кардинальным образом?
В какой-то мере — Лев Толстой, но поздний, запутавшийся в своем личном богословии. В остальном он — гений.
Сильно изменилось отношение к Куприну. Я больше не читаю его книги.
7.Каковы Ваши предпочтения в других видах искусства (кино, музыка, живопись…)?
Люблю все живое, интересное, светлое… Хотя, например, фильм Акиры Куросавы «Семь самураев» светлым не назовешь.
8.Вы считаете литературу хобби или делом своей жизни?
Делом.
9.Что считаете непременным условием настоящего творчества?
Талант. А талант это высшее проявление искренности.
10.Что кажется Вам неприемлемым в художественном творчестве?
Надуманность сюжета, натянутые мотивировки… Короче говоря, неестественность и ходульность персонажей. В фильме Вуди Алена «Пули над Бродвеем» бывший гангстер умирает за то, чтобы бездарная актриса не портила его пьесу. Улыбнусь: может быть, так и надо писать?..
11.Расскажите читателям «Паруса» какой-нибудь эпизод своей творческой биографии, который можно назвать значительным или о котором никто не знает.
Иногда оглядываясь на то, что удалось сделать, я почти всегда ужасаюсь и спрашиваю сам себя: «Господи, я что, только начал?!.. Я что, только что понял, как надо писать?!»
Как видите, таких эпизодов в моей биографии много.
12.Каким Вам видится идеальный литературный критик?
Добрым и жестким, умным и способным простить любую ошибку… Но главное, бессердечным к бездарности.
13.Каким Вам видится будущее русской литературы?
Не очень радужным. Технический прогресс (я имею в виду кино) свое возьмет, но весь кусок не проглотит — просто подавится. У литературы есть свои преимущества.
14.Есть ли у Вас рекомендации для молодых студентов-филологов?
Человек начинается со слова. Кто он без него?.. Значит, нужно любить.
15.Каковы Ваши пожелания читателям «Паруса»?
Удачи и терпения.