Виктория ВОЛОБУЕВА. Потерянная Русь (о повести И. Евсеенко «Петр и Февронья»)
Мы теряем все, что по крупицам собирали наши предки, все, на чем держалось государство, что помогало нам выстоять в самые тяжелые времена. Три «кита», на которых, следуя известной мысли, стоит государство — Православие, Самодержавие, Народность — методично, одно за другим уничтожаются.
На смену истинно верующим приходят безбожники и безбожницы, люди из прихожан храмов становятся «захожанами» по праздникам — освятить яйца и воду, а большинство и вовсе не ходит в храм, у них «Бог в душе».
Вместе с убийством Николая Второго и его семьи было уничтожено Самодержавие. Люди забыли, что царь — помазанник Божий и через него нисходит благословение на все государство и весь народ. Люди хотели свергнуть правителя — они его свергли, и получали впоследствии таких правителей, каких заслуживали.
Народность… Происходящее сейчас на Украине — яркий пример того, как мы своими же руками убиваем то, что кровно связывает нас. Европа и США с удовольствием наблюдают за тем, как славяне стреляют в славян, как братья стреляют в братьев. Что же мы делаем? Мы теряем Русь…
То, что происходит с русским народом, волнует многих. Многие писатели в своих произведениях пытаются ответить на вопрос «Почему раньше было по-другому?». Один из таких — воронежский прозаик Иван Евсеенко, создавший повесть «Петр и Февронья».
Название сразу обращает нас к житию святых Петра и Февронии Муромских. Этим святым верующие молятся о сохранении любви и благополучии в семье, ведь в житии повествуется о такой семье, где супруги по-настоящему любят друг друга и заботятся друг о друге, а потом в один день обретают вечный покой.
В рассказе Евсеенко тоже изображены супруги. Не святые, конечно, но по-настоящему любящие друг друга и любовь эту сумевшие пронести через всю жизнь, что так редко встречается сегодня.
Петр Николаевич и Февронья Васильевна живут одни, в маленьком, забытом не Богом, а людьми хуторе. Бывшие односельчане разъехались кто куда в поисках лучшей жизни. Был у Петра и Февроньи сын, но унесла его жизнь война, как унесла жизни многих других юношей и мужчин, оставив сиротами детей и одинокими родителей. Вот и стали доживать свой век супруги одни-одинешеньки. Для семьи, где нет любви настоящей, такое испытание не по силам: люди ожесточаются, ропщут на Бога, клянут судьбу и друг друга. Семью Петра и Февроньи это горе только сблизило — еще заботливее и нежнее относятся они друг к другу. Христианское смирение помогло им многое преодолеть.
А сил стариковских с каждым днем все меньше и меньше. Начали супруги о вечном покое думать. Именно отсюда и открывается нам история истинной любви и проблемы заброшенных и никому не нужных людей в старости. Каждый из супругов мечтает встретить свою смерть раньше другого. Но Февронья Васильевна покидает мир первой. И это не случайно, это промысел Божий. Если бы первым умер Петр, жена бы просто не смогла его похоронить — у нее не хватило бы сил даже приподнять его с места, не говоря уже о том, чтобы самой сколотить гроб и отнести на кладбище. И некому было бы ей помочь, совсем некому. Потерянная Русь…
Для Петра это новое испытание его смирения и крепости духа. У него нет времени даже на оплакивание любимой жены. Он должен сделать все необходимое, чтобы по-христиански похоронить ее. Сначала он одевает Февронью, и мы удивляемся, насколько бережно, боясь сделать ей больно, он это делает — ведь мертвым уже все равно. Но Февронья не умерла для Петра, он продолжает разговаривать с ней, и она ему отвечает, продолжает заботится о нем. Ведь так и бывает, когда супруги настолько сродняются, поистине становятся «оба в плоть едину», что не представляют жизни без другого. Они и после смерти любимого чувствуют его всегда рядом, спрашивают совета, разговаривают с ним.
Февроньюшка даже после смерти остается настоящей женщиной-хозяйкой, помогает своему мужу советами, как справиться с бытовыми трудностями. А больше ведь просто некому. Потерянная Русь…
Старику столько дел нужно сделать: для начала не забыть обо всем домашнем хозяйстве, о живности, за которой надо ухаживать. К слову, животные играют в повести совсем немаловажную роль. Кот Назарка становится верным другом и спутником Петра, разделяющим его горе. Гуси во главе с вожаком Черномором, коза Матрона — словно голодные маленькие дети, потерявшие мать-кормилицу, жалобно напоминают о себе Петру. Они — единственное, что остается у Петра после смерти жены. Больше он никому не нужен. Потерянная Русь…
Страшные хлопоты о захоронении умерших в наше время берут на себя различные специальные агентства, что значительно облегчает и без того сильные переживания близких. Но Петру и в этом остается надеяться только на себя. Ему собственноручно нужно сделать гроб и крест для жены, а потом самостоятельно отвезти ее на кладбище, где она обретет вечный покой. Гроб Петр сколотил из старых досок, а на крест материала не нашлось. Как это страшно, когда не из чего сколотить христианский крест! И Петр Николаевич принимает трудное решение — срубить для креста посаженную им и Февроньей в юности сосну. Сосна, бывшая символом их земной жизни и любви, теперь должна стать небесным крестом — символом жизни вечной.
Петр хоронит свою Февронью и с тех пор практически живет на кладбище, мечтая только об одном — умереть на могиле супруги…
В русской литературе мы встретим еще один яркий пример такой любви, в истинном христианском ее понимании, между супругами. Это «Старосветские помещики» Н.В. Гоголя. Такие же любящие друг друга супруги, такая же мирная, спокойная жизнь, так же первой уходит из жизни жена — Пульхерия Ивановна. И дальше сюжеты напоминают друг друга — безутешный супруг Афанасий Иванович мечтает поскорее встретить супругу уже в Царствии Небесном. И похоронить себя завещает рядом с Пульхерией. Вот только одна разница — его есть кому похоронить, время другое. Петр же Васильевич так и останется незахороненным…. «Он неотвратимо уйдет в землю, чтоб навечно там соединиться с Февроньей Васильевной и прорасти совместно с ней из одного корня, травой, деревом, цветочным стебельком или гибким огуречным побегом…».
Со смертью Петра Николаевича и его супруги умирает русская православная семья. А вся Россия состоит из тысячи тысяч таких вот маленьких семей. Но из тысяч — единицы похожи на семью из повести Евсеенко. Повесть показывает, что можно жить близко к святости. Можно жить, как завещал Христос, с вечной любовью. Можно жить, подобно Муромским святым — Петру и Февронии. Если каждая семья станет жить праведно, в труде и молитве, заботясь друг о друге, если воспитает таких же праведников из своих детей — Россия воспрянет. И святые Петр и Февронья помогут нам, ведь в молитве к ним есть такие важные для России слова: «Испросите церкви святей и всей державе Российстей, мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное, и добрую христианскую кончину». Когда мы с Богом — мы сможем все.