Александр САХАРОВ. «Недаром помнит вся Россия…»

В год 200-летия великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, о котором Иван Ильин сказал: «ясновидец душевно-духовной жизни человека и мира», «знаток душевной раздвоенности, борьбы между телом и духом, между совестью и инстинктом, между дьяволом и Богом», — мы снова и снова возвращаемся к кладезю непостижимого творчества русского гения.

В преддверии юбилея классика мы побеседовали с председателем Московского филиала Межрегионального общественного объединения «Лермонтовское общество», членом Союза писателей России, лауреатом литературно-общественной премии «Герой нашего времени» им. М.Ю. Лермонтова А.А. Сахаровым.

 

— Александр Александрович, расскажите, пожалуйста, о подготовке к празднованию 200-летия поэта как в Московском, так и в региональных отделениях «Лермонтовского общества». Где и какие готовятся мероприятия?

 

— 21 марта во Всемирный день поэзии в Москве и Середникове и одновременно в Пензе и Тарханах состоялось официальное открытие Года Лермонтова в России.

На федеральном уровне намечена огромная программа, апофеозом которой должны стать всероссийская лермонтовская выставка в Государственном музее А.С. Пушкина в Москве, реконструкция мейерхольдовской постановки «Маскарада» в Мариинском театре и торжественный вечер в Большом театре. В рамках этой программы состоится и множество региональных мероприятий, в первую очередь во всех лермонтовских местах: конкурсы художественного чтения, поэтические, музыкальные, живописные конкурсы, музейные проекты, вечера, концерты… Также был объявлен конкурс на биографический фильм о М.Ю. Лермонтове.

Помимо этих программ, по всей стране проходит и ряд «незапланированных» мероприятий. Например, в подмосковной Коломне проводится несколько проектов: «Коломна. Читая Лермонтова», выставка «Лермонтов-художник», организованная Государственным литературным музеем, встречи с лермонтоведами в литературно-артистическом салоне «Коломенского альманаха». При участии нашего Общества там уже прошли встречи с писателями Анатолием Парпарой и Владимиром Бондаренко. В самом альманахе уже вышло три лермонтовских раздела: литературоведческие статьи, блок репродукций картин поэта и поэтический венок Лермонтову (электронный вариант: http://kolomna-biblio.narod.ru/ALM/index.htm, выпуск 18).

 

— К юбилею Лермонтова появилось немало книг, посвященных жизни и творчеству поэта. Какие из них Вам бы хотелось особо отметить?

 

— Совсем недавно была издана книга писательницы Елены Егоровой «Детство и отрочество Михаила Лермонтова», выпущенная Благотворительным фондом «Наш город» совместно с литературным объединением «Угреша» (http://lito-ugresha.narod.ru/news.html) и Московским филиалом МОО «Лермонтовское общество». Она включает рассказы о детстве и отрочестве поэта и представляет собой художественно-документальное повествование о жизни юного гения и его семьи в 1814–1828 годах. Консультировали автора член нашего Общества, старший научный сотрудник Государственного литературного музея Светлана Андреевна Бойко, старший научный сотрудник Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» Татьяна Николаевна Кольян и ваш покорный слуга. Книга проиллюстрирована юными художниками из разных регионов России, победителями и лауреатами Всероссийского конкурса «Наш юный Лермонтов», проведенного в 2013 году издателями при поддержке музея-заповедника «Тарханы». Мне очень приятно, что и мои дети приняли участие в этом конкурсе.

Кроме того, член Лермонтовского общества, учредитель Фонда им. М.Ю. Лермонтова Анатолий Парпара издал в юбилейный год сборник одного стихотворения поэта «Выхожу один я на дорогу» на 45 языках мира, который он составлял не одно десятилетие.

 

— Расскажите немного о деятельности Лермонтовского общества.

 

— Мы постоянно, независимо от юбилейных дат, проводим исследовательскую работу, изучаем биографию и творчество Михаила Юрьевича, боремся за сохранение лермонтовских мест, издаём Московский Лермонтовский сборник, ежегодно в мае проводим Московские чтения, участвуем в конференциях наших коллег и друзей, прежде всего в лермонтовских Тарханах, в Санкт-Петербурге, Пятигорске. В этом году член нашего Общества Е.Н. Фадичева приняла участие в конференции в Липецке, Е.Л. Соснина стала одним из организаторов Пятигорской конференции. Конечно, 2014-й — особенный год, он насыщен научными собраниями, посвящёнными юбилею. Достаточно лишь привести перечень основных конференций, прошедших и ожидаемых в этом году, чтобы оценить масштаб празднования 200-летия поэта: Липецк (конец апреля), Пятигорск (май), Москва (Лермонтовское общество, май), Тамань (сентябрь), Пенза-Тарханы (октябрь), Москва-Санкт-Петербург (МГУ–СПбГУ–ИМЛИ–ИРЛИ, октябрь), Санкт-Петербург (библиотека им. М.Ю. Лермонтова, октябрь). Планируются также проведение Международного гуманитарного форума, приуроченного к 450-летию со дня рождения В. Шекспира, 200-летию М.Ю. Лермонтова и Т.Г. Шевченко, в Крыму, конференция в Чечне, в Вашингтоне.

А кроме того, поскольку Лермонтов был не только поэтом, но и художником, и музыкантом, к его юбилею мы готовим также литературно-музыкальный «Венок поэту».

 

Известно, что первое Лермонтовское общество было создано в Пензе в 1892 году. По инициативе Общества в центре города был установлен первый памятник М.Ю. Лермонтову, создана библиотека его имени. Что сегодня происходит с памятниками и памятными местами, связанными с именем великого поэта в Москве и регионах?

 

— В Пензе — это был второй памятник поэту. Первым стала скульптура Лермонтова на памятнике 1000-летию России в Новгороде. Накануне 100-летнего юбилея в Москве также было создано Лермонтовское общество просвещения. Вполне возможно, что библиотека имени М.Ю. Лермонтова в Москве, которая отмечает в этом году своё 95-летие и в которой проходят наши собрания и чтения, также появилась на свет в результате деятельности этого Общества.

К сожалению, на родине поэта — в Москве сохранилось не так уж много мест, связанных с его именем. Утрачен сам дом, где родился Лермонтов — дом Толя у Красных ворот, разрушен храм Трёх Святителей, где он был крещён. Проводимые работы по «благоустройству» сквера, расположенного на месте храма, привели к существенному уменьшению его площади за счёт создания автостоянки, практически исчезли деревья и кустарник.

Хорошо бы к юбилею на самом деле благоустроить сквер, вернув ему зелёный наряд, цветочные клумбы и лавочки, установив в центре часовенный столб с тремя мемориальными досками: первая рассказала бы о храме, вторая — о крещении в нём будущего поэта, третья — об отпевании в этом же храме «полководца, Суворову равного» М.Д. Скобелева в 1882 году.

Беспокоит нас и состояние усадьбы Середниково. Уже не единожды возникал вопрос о незаконной застройке в границах охранной зоны усадьбы, прошло несколько судебных заседаний, вопрос рассматривался в Общественной палате РФ с участием представителей Министерства культуры, комитета по культуре Государственной Думы, архнадзора, музеев-заповедников, общественности (в т.ч. нашего Общества), но застройка по сей день не прекращена. Нуждается в очистке и профессиональном уходе парк, требуется срочный ремонт и реставрация знаменитого «чёртова моста».

Много лет бьётся за восстановление (иными словами уже не скажешь) дома в Санкт-Петербурге по адресу ул. Садовая, 61 писатель Зоя Степановна Бобкова и ее единомышленники. Они добиваются капитального ремонта находящегося в аварийном состоянии дома; восстановления в нём квартиры, которую снимала бабушка поэта (там Лермонтовым были написаны «Бородино», «Смерть поэта», «Княгиня Лиговская» и ещё многие произведения); создания в этой квартире музея поэта, а на первых порах хотя бы Лермонтовского культурного центра. З.С. Бобкова издала книгу об истории дома в документах и фотографиях. Наше Общество в последние два года также принимало участие в судьбе дома, мы обращались в администрацию Санкт-Петербурга, в Государственную Думу, Министерство культуры РФ, Президиум РАН… Сейчас, вроде бы, появились некоторые надежды, дом передан Мариинскому театру с обременением в виде необходимости восстановления квартиры поэта и создания Лермонтовского центра, но точку ставить ещё рано. Не решено, точнее, у нас нет информации о том, кто будет восстанавливать дом, осуществлять контроль, а главное, кто возьмёт на себя роль «хозяина» лермонтовской квартиры, будет осуществлять создание экспозиции и формирование программы музея-центра.

 

— Александр Александрович, почему именно Лермонтовым Вы интересуетесь и занимаетесь?

 

— Лермонтовым и его творчеством я начал заниматься в конце 1980-х гг., когда после знакомства с художником-графиком Л.Н. Шаталовой и её работами по исследованию графики поэта, после знакомства с такими замечательными учёными, как В.В. Кожинов, В.С. Непомнящий, П.В. Палиевский, С.А. Небольсин, я понял, что моё «школьное» восприятие эпохи Пушкина, Лермонтова, Отечественной войны 1812 года как времени, о котором всё досконально известно, мягко говоря, не соответствует действительности. Вместе с тем я занимаюсь не только Лермонтовым, у меня есть статьи, посвященные рисункам Пушкина, событиям 1812 года, Крымской войне, в том числе прототипам персонажей «Севастопольских рассказов» и дневников Л.Н. Толстого.

Что касается рисунков Лермонтова, то теперь я не во всём согласен с работами Л.Н. Шаталовой, но считаю, что, занявшись рисунками поэта как профессиональный график, она вызвала интерес к этой теме, поставила целый ряд вопросов, которые ещё ждут исследователей, в основном сформировала методику исследования рисунков, и это её несомненная заслуга в лермонтоведении. Правда, за такое отношение к её работам мне «достаётся» от некоторых специалистов, например, от В.А. Захарова, последнее время активно пропагандирующего «кучерскую» версию происхождения поэта (вот уж «достойный» подарок к юбилею!). Ну а в своих работах я в основном использую классические методики атрибуции изображённых лиц, например, по аксессуарам мундиров, как это было с рисунком «Сцены из Ставропольской жизни».

На этом рисунке изображены несколько военных. Исходя из анализа круга лиц, с которыми Лермонтов мог общаться в Ставрополе в мае 1837 г., аксессуаров мундиров изображённых на рисунке лиц (где они тщательно прорисованы) и сопоставления с сохранившимися портретами предполагаемых прототипов, можно сделать вывод, что на рисунке изображены дядя Лермонтова, генерал-майор Павел Иванович Петров (1792–1871), служивший в то время начальником штаба войск Кавказской линии и Черноморья (крестящийся генерал), и генерал-лейтенант Алексей Александрович Вельяминов (1778 (по другим сведениям 1785)–1838), командующий войсками Кавказской линии и Начальник области (генерал с заложенными за спину руками). Оба они — участники Отечественной войны 1812 г. А.А. Вельяминов, к слову, был товарищем дядюшки Лермонтова А.А. Столыпина.

В офицере в шинели, изображённом рядом с санями, можно предположить знакомого поэта (по некоторым воспоминаниям — близкого друга) — гусарского штаб-ротмистра Петра Аполлоновича Волкова, в 1837 г. служившего в том же Нижегородском драгунском полку, что и Лермонтов. Такой вывод делается на основании сравнения рисунка Лермонтова с портретом П.А. Волкова работы близкого друга поэта Н.И. Поливанова.

 

— Это замечательно, что ведётся такая работа по исследованию творчества Михаила Лермонтова. Будем и дальше сохранять его наследие и памятные места, связанные с именем поэта. Большое Вам спасибо, Александр Александрович, за интересный и познавательный разговор.

 

Беседу вела Ирина Ушакова.

Project: 
Год выпуска: 
2014
Выпуск: 
6