Екатерина ЩЕННИКОВА. Знакомство с автором

1.Расскажите, что стало причиной Вашего прихода в литературу? Какими были первые опыты?

 

Причина прихода в литературу у меня странная. Поэзия мне ближе других видов искусства только потому, что ни рисовать, ни виртуозно играть на каком бы то ни было инструменте я не умею. Другие виды искусства мне недоступны. С детства мечтала рисовать и лепить — не получилось, занималась музыкой — нет композиторского таланта…

Потребность же отдать хоть часть того, что вижу, слышу или читаю, очень сильная. Вот и получается, что кроме поэзии эту потребность реализовать другим способом не могу.

Пишу чуть ли не с детского сада, печаталась в районной и областной газетах, несколько лет назад — в коллективном сборнике. Однако первые шажочки в литературе — это мое настоящее. Самые первые, маленькие и очень медленные (иногда по одному стихотворению в год, иногда с перерывом года в 2–3).

 

2.Кого можете назвать своими литературными учителями?

 

Какого-то конкретного автора своим литературным учителем назвать не могу. Из поэтов ближе всех Пушкин. Были, конечно, увлечения и Уайльдом, и Есениным, и Маяковским, и пр., и пр. Однако все прошло и ушло, мало что оставив. В свое время очень сильное впечатление произвело «Слово о полку Игореве» в переводе Заболоцкого. Так и осталось любимым произведением, наравне с былинами, которые в детстве мама читала, а теперь сама своим ребятишкам перечитываю. Сейчас с удовольствием слушаю тексты стихов и песен Светланы Копыловой. Из прозаиков сильное впечатление произвел Виктор Лихачев.

 

3.В каких жанрах Вы пробовали себя?

 

Рассказы, новеллы, небольшие поэмы, поэтические сказки, сонеты. Пыталась работать с формой, писала белые стихи, верлибры, произведения в форме полистилистики. С годами поняла, что стихотворная форма всецело зависит от содержания. В итоге пришла к тому, с чего начинала (классический традиционный стих), несколько освободившись от зажатости заданного ритма и рифмы. Правда, до сих пор иногда пишу верлибры.

 

4.Как бы Вы могли обозначить сферу своих литературных интересов?

 

На данный момент читать что-либо почти совсем нет времени. Все «интересы» предельно сужены. «Питаюсь» либо детскими аудио и печатными книгами (у меня трое маленьких детей), либо религиозной православной литературой.

 

5.Какого автора, на Ваш взгляд, следует изъять из школьной программы, а какого — включить в нее?

 

Наверно, не мне судить о том, каких авторов изымать из программы, а каких ставить. Лично мне кажется, что М. Горький, Л. Андреев — это не для школьников; когда в институте необходимо было прочитать много произведений этих авторов, то чуть физически не заболела, настолько тяжелое впечатление остается. Также не хотела бы, чтобы мои дети читали в школе Булгакова. Опять же это лично мое мнение. Хорошо бы включить в программу, хотя бы для внеклассного чтения, «Полианну» Элеанор Портер, произведения Сельмы Лагерлёф, Фрэнсис Бернетт, сказки Топелиуса… Побольше книг, которые наполняют душу светом и радостью.

 

6.Есть ли такой писатель, к творчеству которого Ваше отношение изменилось с годами кардинальным образом?

 

Маяковский и Антуан де Сент-Экзюпери. Первый по мере взросления ушел, оставив только «Послушайте! Ведь если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?», второй с его «Ответственностью за тех, кого приручили» становится все ближе с годами, хотя в детстве «Маленький принц» казался мне наискучнейшей сказкой.

 

7.Каковы Ваши предпочтения в других видах искусства (кино, музыка, живопись…)?

 

Видео почти совсем не смотрю — некогда. Музыку люблю классическую: Чайковского, Баха, Моцарта. Очень люблю Шопена. Из современных авторов ближе всех творчество Светланы Копыловой и Юлии Березовой.

Ходить по музеям тоже не получается — живем в провинции и практически никуда не ездим.

 

8.Вы считаете литературу хобби или делом своей жизни?

 

Делом жизни.

 

9.Что считаете непременным условием настоящего творчества?

 

Осмысленность процесса. Мне кажется, автор должен понимать, что он хочет сказать и зачем.

 

10.Что кажется Вам неприемлемым в художественном творчестве?

 

Безнравственность, бессмысленность, формализм.

 

11.Каким Вам видится будущее русской литературы?

 

Все зависит от того, кто и с чем придет в нашу русскую литературу. Если свой плод принесет поколение людей, которые вошли в открытые в наше время православные храмы, если литература вернется к осознанному проповедованию Евангельских истин, то у нее есть будущее. Если же литература останется служанкой развлекательной инфраструктуры, то она умрет, но сейчас такое время, что это кажется невозможным.

 

12.Каковы Ваши пожелания читателям «Паруса»?

 

Желаю читателям чаще радоваться. Особенно тем, у кого почти нет повода для этого. Совершенно чудесный рецепт этого можно найти на страницах упомянутого романа Э. Портер «Полианна». Главная героиня, одиннадцатилетняя девочка-сирота, мало того что сама постоянно «играет» в радость, так она еще и весь город научила этой игре. Если вы еще не знакомы с этим светлым ребенком, очень советую познакомиться!

Project: 
Год выпуска: 
2014
Выпуск: 
8