Геннадий ИКОННИКОВ. Знакомство с автором
1.Расскажите, что стало причиной Вашего прихода в литературу? Какими были первые опыты?
Учительница русского языка и литературы на уроках читала всему классу мои сочинения. Они ей нравились. Мне этот процесс понравился тоже. И однажды я написал заметку в местную газету, её опубликовали — это и был мой первый опыт.
А второй опыт, весомый, случился уже в центральной газете «Советская культура». В преддверии 150-летия со дня гибели А.С. Пушкина газета предложила анкету «Пушкин в моей судьбе». В ней было три вопроса: ваша первая встреча с Пушкиным? ваше любимое произведение поэта? как вы понимаете пушкинскую традицию в литературе и искусстве сегодня?
Я ответил на вопросы анкеты единой статьей «Ряд самых ослепительных картин». К моей радости ее опубликовали полностью. Это было 5 февраля 1987 года. И, конечно, прочитать её за давностью практически невозможно.
2.Кого можете назвать своими литературными учителями?
Школа обозначила рамки классикам русской и советской литературы — кого надо считать достойными, кого нет. Безусловно, большинство русских и советских писателей можно отнести к литературным учителям. Ведь не случайно лауреат Нобелевской премии Томас Манн своими учителями считал русских, а устами своего героя Тонио Крегера в одноименной новелле назвал русскую литературу «Святой» — за её «целительное, освящающее воздействие».
Своими литературными учителями могу назвать Бунина, Чехова, Крюкова, Ю. Казакова, Шолохова.
3.В каких жанрах Вы пробовали себя?
В публицистике, кинохронике, в создании документальных и художественных фильмов.
4.Как бы Вы могли обозначить сферу своих литературных интересов?
Круг моих интересов — авторское кино.
5.Какого автора, на Ваш взгляд, следует изъять из школьной программы, а какого — включить в нее?
Изъять Чернышевского. Включить писателей и поэтов русского зарубежья: Зайцева, Шмелева, Имшенецкую, Туроверова, Колосову.
6.Есть ли такой писатель, к творчеству которого Ваше отношение изменилось с годами кардинальным образом?
Маяковский.
7.Каковы Ваши предпочтения в других видах искусства (кино, музыка, живопись…)?
На вкус и цвет товарища нет. Литература, музыка, живопись — вечны. Произведения этих искусств возвращаются к каждому новому поколению на новом уровне. Кино — искусство сегодняшнего дня. Через 100 лет нас, сегодняшних, никто не будет смотреть.
8.Вы считаете литературу хобби или делом своей жизни?
Хобби, с любовью.
9.Что считаете непременным условием настоящего творчества?
Юрий Казаков сформулировал для себя проблему так: «Счастье и его природа, страдания и преодоления, нравственный долг перед народом, любовь, осмысление самого себя, отношение к труду».
10.Что кажется Вам неприемлемым в художественном творчестве?
Ложь, выражение «в этой стране» применительно к России.
11.Каким Вам видится идеальный литературный критик?
Тот, кто найдет или подскажет в вашем произведении «и смех, и слезы, и любовь».
12.Каким Вам видится будущее русской литературы?
Светлым.
13.Есть ли у Вас рекомендации для молодых студентов-филологов?
«Почти никто не понимает, что секрет успешной работы заключается главным образом в искреннем чувстве и правдивости». Винсент Ван Гог, 1882 год.
14.Каковы Ваши пожелания читателям «Паруса»?
С нетерпением ждать очередного номера журнала.