Юлия КОБЫСКО. Диалог с миром в поэзии Николая Рубцова

Природа — дом, в котором живет человек…

Д.С. Лихачев

 

Николай Михайлович Рубцов — русский поэт, человек, которому довелось пройти нелегкий жизненный путь. Он застал и войну, и голод, и потери, но был награжден необычайным штучным «товаром» — талантом лирика. Рассматривая в статье «Перед дорогою большою» творчество Рубцова, Юрий Селезнев пытается отыскать ответ на вопрос, что дало право этому художнику слова шагнуть в историю отечественной литературы, что создало его величие. Мал «храм» поэзии Николая Рубцова, но творения «тихого» лирика видны издалека потому, что строился этот храм на возвышении. Что же, по мнению исследователя, явилось таким возвышением?

Рубцов воспринимается прежде всего как певец родной природы, красоты родного края.

Русь моя, люблю твои березы!

С первых лет я с ними жил и рос [3].

(«Березы»)

Но есть в его «тихой» лирике и нечто большее. Это ясно и четко звучащие мотивы всеобъемлющей любви к миру, к каждому Божьему созданию.

Радуюсь громкому лаю,

Листьям, корове, грачу,

И ничего не желаю,

И ничего не хочу! [3]

(«Сентябрь»)

Юрий Иванович в статье «Поэзия природы и природа поэзии» скажет: «Я и мир; мир во мне, и я в мире — вот образ сознания русской поэзии» [1, с. 59]. И неотделима природа от человека в поэзии Н. Рубцова. Он изображает поля и леса, всю красоту русских просторов. Природа романтизирована, ее образы хрупки и непостоянны: она то предстает в «лунном свете», то вдруг «под знойным небом чахнет сад», то «солнечный блеск» играет с «рощей багряной», «рекой», «россыпью ягод в сенях». А за всей переменчивостью пейзажей наблюдает путник, странник, путешественник — это лирический герой, который является частью всего действия. Он не просто смотрит, он наблюдает, он непосредственный участник, а автор — «эхо русской земли, своего народа» [1, с. 69]:

Всю пройду дороженьку от Устюга

Через город Тотьму и леса,

Топ да топ от кустика до кустика…[5]

(«Подорожник»)

Что же делает такой монументальной и возвышенной поэзию «тихого» лирика? «В нем соединились, столь естественно и столь родственно, поэтическая искренность, природность таланта с осознанной необходимостью овладения высоким профессионализмом; органическое чувство народности с причастностью к классическим традициям культуры» [2]. Николай Рубцов — это продолжатель традиций русской духовной литературы, это классик второй половины XX века. Лишь лирику, наделенному тонким, чутким мировосприятием, дано раскрыть сокровенный смысл в диалоге с природой: «Поэтический образ мира воспроизводит такие отношения, когда человек и природа как бы смотрят друг в друга» [1, с. 59].

В поэзии автора окружающий мир тесно сплетен со временем, событиями, памятью. Здесь находят отражение и очень личные, душевные переживания поэта, и масштабные перемены, охватывающие всю страну целиком. Но перемены, ход времени — все происходит на фоне негаснущей красоты природы, городской красоты. Возьмем следующие строки из стихотворения Николая Рубцова «Березы»:

На войне отца убила пуля,

А у нас в деревне у оград

С ветром и дождем шумел, как улей,

Вот такой же желтый листопад… [3]

В них явно прослеживаются личные переживания, которые переплетаются со временем года (осенью), с угасанием природы (опадают листья, идут дожди, а позже наступит холодная зима). Впечатления, связанные с сезонами или временем суток, отразились и в других стихотворениях Николая Михайловича, например в стихотворении «Утро»:

Встречают солнце взрослые и дети, —

Воспрянув духом, выбегу на холм

И все увижу в самом лучшем свете. [3]

Юрий Селезнев писал об особом значении пути в поэзии Рубцова, и этот русский путь зачастую ведет к храму, образу, осмысленному лириком в особой, ему лишь свойственной манере. «У Рубцова немало стихов, посвященных иному покою — “вечному”, венчающему путь жизни каждого из смертных… Они [стихи. — Ю.К.]… трагичны по своему характеру, но их содержательность не исчерпывается сознанием неизбежности этого “закона природы”. Смерть в поэзии Рубцова… осмысливается и как такая необходимость, которая дает возможность осознать глубинные, духовно-нравственные основания самой жизни» [1, с. 212]. Отсюда такая глубинная потаенность стихотворения «Над вечным покоем»:

Там фантастично тихо в темноте,

Там одиноко, боязно и сыро,

Там и ромашки будто бы не те —

Как существа уже иного мира. [4]

Отсюда и обращенность к миру «тому», без которого лишен смысла и мир «этот»:

Боюсь, что над нами не будет возвышенной силы,

Что, выплыв на лодке, повсюду достану шестом,

Что, все понимая, без грусти пойду до могилы… [4]

(«Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…»)

Вера, отразившаяся в стихах лирика и в образе пути, и в образе храма, и осмыслении «вечного покоя», делает творчество поэта столь близким русскому народу. В стихах Николая Михайловича запечатлелся образ Родины, что делает его поэзию живой, а память о нем — вечной: «…“Краткий покой” на пути — это те мгновения, которые более всего говорят о причастности смертного человека к вечной жизни страны, народа, и потому именно в такие минуты в стихах Рубцова запечатлены едва ли не самые его глубокие образы вечной, бессмертной Родины» [1, с. 213].

 

Библиографический список:

1. Селезнев Ю. Мысль чувствующая и живая. — М.: Современник, 1982.

2. Рубцов Н.М. [Электронный ресурс] // Вологодская областная универсальная научная библиотека. — URL: http://www.booksite.ru/rubtsov/biography22.htm.

3. Рубцов Н. Лирика. [Электронный ресурс] // Поэту.рф — URL: http://poetrylibrary.ru/stixiya/all-140.html.

4. Рубцов Н. Лирика. [Электронный ресурс] // Большая онлайн-библиотека e-reading. — URL: http://www.e-reading. by/chapter.php/1021269/65/Rubcov_-_Ya_budu_dolgo_gnat_velosiped_(sbornik).html.

5. Рубцов Н. Лирика. [Электронный ресурс] // Стихи, поэзия, литература. — URL: http://lit.peoples.ru/poetry/ nikolay_rubtsov/poem_22591.shtml.

Project: 
Год выпуска: 
2016
Выпуск: 
44