Екатерина ВОЛОГИНА. Дореволюционные периодические издания для детей
В нашей стране детская журналистика прошла довольно непростой путь становления и развития. Начало истории детских периодических изданий в России положил журнал Н.И. Новикова «Детское чтение для сердца и разума» (1785). Но не журнал Н.И. Новикова впервые обращается к детям.
Периодические издания для детей — составная часть детской литературы, хотя до середины XVII в. детской литературы как специальной разновидности не существовало. Первым произведением, созданным специально для подрастающего поколения, считается книга известного педагога и просветителя Яна Амоса Коменского «Мир в картинках». Написанный им иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658) был первой успешной попыткой создания учебной книги на основе психологических принципов. До этого момента литература для детей представляла собой совокупность фольклорных произведений (сказки, притчи, обрядовые стихи) и произведений классической литературы, адаптированной к особенностям детского возраста.
Первым русским детским писателем считается Карион Истомин, создатель «Лицевого букваря» (1694). Ему принадлежит открытие одной из важнейших особенностей литературы для детей — принципа наглядности.
В своих основных чертах литература для детей складывалась во второй половине XVIII в. под влиянием возросшего в эпоху Просвещения интереса к вопросам воспитания и расцвета книгопечатания. Открытие в это время частных типографий в России привело к появлению около 400 книг для подрастающего поколения. Видное место занимали издания Н.И. Новикова, выпустившего около 60 книг для детей. Следующим этапом деятельности издателя стало появление первого в России детского журнала, на котором воспитывалось не одно поколение читателей.
Журнал «Детское чтение для сердца и разума», издателем которого был Н.И. Новиков, просуществовал около пяти лет, с 1785 по 1789 г. Как еженедельное приложение к газете «Московские ведомости» он должен был, по мнению редактора, служить «для сердца и разума», воспитывать «добрых граждан», разъяснять им с юных лет законы добродетели. Издание носило энциклопедический характер: на его страницах печатались научные статьи, беседы о явлениях природы, рассказы, басни, комедии, шутки. Значительное место отводилось переводам произведений зарубежных авторов нравоучительного характера. Журнал знакомил юных читателей с основами естественных наук, истории. С. Аксаков в своих воспоминаниях обращается к изданию Н. Новикова: «В детском уме моем (после знакомства с этим журналом) произошел совершенный переворот, и для меня открылся новый мир... Многие явления в природе, на которые я смотрел бессмысленно, хотя и с любопытством, получили для меня смысл, значение и стали еще любопытнее...» [1, с. 34].
«Детское чтение для сердца и разума» пользовалось огромной популярностью у читателей, во многом этому способствовал творческий коллектив, привлеченный издателем к сотрудничеству. Произведения Н.М. Карамзина (оригинальные и переводные), переводы произведений Вольтера, Лессинга, Томсона и многих других авторов делали журнал не повременным, а вневременным изданием. Но именно эту характерную черту некоторые исследователи вменяли в вину «Детскому чтению». Журнал Н.И. Новикова вызвал подражания, и с начала XIX века периодические издания для детей стали появляться одно за другим: «Друг юношества и всяких лет» М. Невзорова (1807–1815), «Друг детей» Н. Ильина (1809), «Новое детское чтение» С. Глинки (1821–1824) и др.
Первым частным журналом, который выходил на протяжении более чем 20 лет, стал журнал «Звездочка» (1842–1863). Это было издание А.О. Ишимовой, предназначенное для девочек. Впервые в России появился детский журнал, классифицированный по гендерному признаку, в котором проводилось деление читателей и по возрастному критерию. Вначале «Звездочка» выходила в двух отделах: для старшего и младшего возраста. Впоследствии отделы были объединены, разработана четкая структура журнала. Задача, поставленная издателем, успешно выполнялась: воспитание хозяек, будущих матерей осуществлялось на всем протяжении существования «Звездочки».
Своеобразным продолжением «Звездочки» стал журнал М.Ф. Ростовской «Семейные вечера» (1864–1891). Благодаря таланту М.Ф. Ростовской, сотрудничавшей с В. Далем, Евг. Туром, Н. Львовым, В. Авенариусом и др., подшивки журнала пользовались большой популярностью и спустя много лет после выхода в печать.
Заметным явлением в детской журналистике был журнал А. Острогорского «Детское чтение», просуществовавший более 35 лет (1869–1906). В каждом номере журнала читатель находил рассказ или повесть, популярный очерк о природе и окружающей среде, исторические материалы, практические советы юным садоводам и друзьям животных, занимательные игры и задачи. А. Острогорский стремился дать детям максимум необходимой информации, подбирая и располагая материал таким образом, чтобы он читался с живым интересом.
Успехом «Детское чтение» пользовалось с самого начала: были рецензии, характеризовавшие журнал как прогрессивное явление в журналистике для детей.
Следующей значительной вехой было появление журнала М. Вольфа «Задушевное слово» (1877–1917). Первоначально издание имело четыре отдела, адресованных читателям разных возрастов. С 1883 г. количество отделов сократилось.
В 1899 г. в Санкт-Петербурге начинает выходить журнал «Юный читатель» (1899–1906) для детей 12–15 лет под редакцией Д.Я. Острогорской-Малкиной. Издание очень внимательно относилось к изучению круга интересов подписчиков, руководило детским чтением. Самое видное место отводилось рубрике «Список рекомендуемых книг». В 1901 г. Ученый комитет так отозвался о рецензируемых в журнале произведениях: «В отделе „Список рекомендуемых книг“ встречаются нередко сочинения, не помещенные в каталогах для учебных заведений Министерства народного просвещения и бесплатных народных библиотек, например Мамин-Сибиряк — „Приемыш“, Огарков — „К свету“, Д'Эрвильи — „Приключения доисторического мальчика“, Рони — „До потопа. Роман из жизни первобытных людей“ и другие» [2, с. 27].
«Детское чтение для сердца и разума» и десятки других журналов не были журналами в современном понимании этого слова. Они были сборниками стихов, рассказов, повестей, наконец, статей, случайных или несущих читателю некую систему знаний, сборниками установленного объема, выходящими в известные сроки. В дополнение к журналу печатались анекдоты, описания курьезных случаев.
В 60-х годах XIX века возникла полемика по вопросу правомерности существования детского журнала как особого типа издания, продолжавшаяся до 1917 года. Предпосылкой спора стала историческая ситуация в России. Реформа 1861 года изменила не только социально-экономическую обстановку, но и представление о роли прессы вообще и печати для подрастающего поколения в частности. Детская периодика обвинялась в оторванности от социальной действительности. По мнению Ф.Г. Толля, «детские журналы суть не что иное, как известного объема детские книги с более или менее разнообразным содержанием, но выходящие в свет повременно» [3, с. 92].
В детской журналистике была выдвинута принципиально новая задача: не просто просвещать юных читателей (как это было ранее), а активно влиять на формирование мировоззрения.
Спор вокруг детского журнала как такового не прекращался. Причиной спора стала проблема взаимосвязи детского журнала с современностью. Другим вопросом, вызывавшим бурное обсуждение, было сомнение в целесообразности существования периодики для детей. Возникали даже предложения заменить детские журналы сериями книг, но они не получили широкой поддержки.
Собственно первым газетным изданием для подрастающего поколения были «Предметы полезных упражнений для удовольствия детей», издававшиеся в 1834 году в Санкт-Петербурге. Они представляли собой отпечатанные листы, выходившие в неопределенные сроки. О цели издания говорит его название. Публицистических материалов оно не содержало, да издатель и не считал «Предметы...» газетой, поэтому говорить здесь о газете как о типе издания не приходится.
Газета для детей впервые появляется в России в 1860 году. Идея издания принадлежит детской писательнице Софье Петровне Бурнашевой. Газета «Калейдоскоп» просуществовала недолго (1860–1862), но послужила прообразом последующих детских газет.
Приближение глобальных перемен, изменения во всех сферах общественной жизни привели к осознанию необходимости приобщения подрастающего поколения к действительности. Газета по сравнению с журналом является более оперативным источником информации, поэтому С.П. Бурнашева решила избрать именно этот тип издания. Газета «Калейдоскоп» предназначалась для читателей «среднего возраста». Это было еженедельное издание. В первом номере в программной статье издатель объяснял значение слова «калейдоскоп» и говорил об универсальном характере газеты: «видоизменение и блестящий перелив цветов в оптическом калейдоскопе могут служить образцом разнообразия и пестроты содержания нашего литературного калейдоскопа» [4, с. 89].
В газете практически не было постоянных рубрик, за исключением «Мозаики». В ней объединялись материалы различного содержания: поучительные истории из жизни зарубежных стран, оригинальные случаи из российской действительности, интересные исторические факты. Хаотичный характер подборок, отсутствие связи с настоящим моментом, большой объем текстов не давали основания считать эти материалы информационными сообщениями (заметками). С течением времени содержание рубрик меняется: материалы становятся более похожими на новости (уменьшается объем, появляются относительно оперативные сообщения). Популярностью пользуются «Анекдоты про малороссиян», «Золотые мысли» (высказывания философов). Характерными особенностями газеты являются отсутствие рубрик как таковых, тенденция к публикации циклов материалов. Излюбленным жанром остается очерк, зачастую перепечатываемый из «взрослых» газет, книг, брошюр. В «Калейдоскопе» публиковались также биографические повести из жизни известных людей, биографико-анекдотические очерки; исторические, биологические и ботанические «диковинки», сценки из жизни древних народов, зоологические эскизы, статистико-географические очерки. В газете также встречались басни, отрывки из поэтических произведений, стихотворения русских поэтов.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что газета «Калейдоскоп» мало чем отличалась от журналов для детей того времени. Это издание лишь условно может считаться газетой, по сути же это был еженедельный детский журнал. Первый опыт создания детской газеты нельзя назвать удачным, так как 60-е годы XIX века были временем господства журналов в России, но сама попытка, предпринятая С.П. Бурнашевой, оказалась важной вехой в истории становления газетной периодики для детей.
После длительного перерыва в Санкт-Петербурге в 1904 году в качестве приложения к журналу «Юный читатель» появляется иллюстрированный двухнедельный листок «По белу свету». Он просуществовал два года (1904–1905), его появление было вызвано значительными переменами в жизни Российской империи. В начале XX века появляются детские газеты, приближающие журналистику для детей к конкретной действительности, что проявилось не только в содержании, но и в поиске различных типологически устойчивых форм издания, учитывающих потребности времени.
В 1908 году в Москве возникает «Газета для детей «Что нового», выходящая три раза в месяц, а в Санкт-Петербурге — «Детская газета», частота выхода которой достигала двух-трех раз в неделю, что было очень необычно для издания, предназначенного для детей.
1 ноября 1910 года в Москве вышел первый номер еженедельной «Газетки для детей и юношества» редактора-издателя А.П. Коркина. Это была первая газета для детей, которая не являлась приложением к журналу, а была автономным изданием. С первых же номеров в «Газетке» появилось множество отделов: «Хроника русской жизни», «Заграничная жизнь», «Спорт», «Почтовый ящик», «Переписка подписчиков». В первый год своего существования «Газетка» представляла собой нечто среднее между газетой и журналом, скорее ее можно было назвать еженедельником, там публиковались очерки о научных открытиях, о явлениях природы, печатались рассказы, существовали красочные приложения, но в то же время газета стремилась охватить наиболее важные события последних дней. Некоторые публикации носили чисто хроникальный характер. Главное отличие всех материалов «Газетки» состояло в том, что факты из современной жизни придавали публикации злободневный характер. Появился жанр репортажа, который был новым для детской журналистики. Материалы обладали документальной достоверностью, оперативностью, систематически снабжались фотоснимками. Освещение некоторых событий превращалось в целую кампанию (рассказ об Олимпийских играх 1912 года, об авиационной неделе в Москве). Большое внимание уделялось сообщениям детей из России. Здесь открылся отдел, куда свои письма присылали ребята из Англии, Австралии, с Ямайки.
Газета пользовалась большой популярностью у читателей. Разнообразный авторский коллектив стремился удовлетворить потребности в информации самых разных слоев населения. В 1913 году издателем, а чуть позже и редактором «Газетки» становится А.С. Панафидина, которая сумела улучшить работу издания, увеличила число подписчиков и читателей за счет снижения платы и улучшения качества газеты.
Несомненно, «Газетка для детей и юношества» — один из наиболее удачных опытов развития периодики для детей. Своим долгим по сравнению с другими газетными изданиями существованием, разнообразием тем, рубрик и жанров газета для детей доказала, что новый тип издания отвечает насущным потребностям общества и является оптимальным вариантом детской газеты в России.
Таким образом, дореволюционные периодические издания накопили немалый опыт в деле общественного и нравственного воспитания подрастающего поколения. Следовательно, современная периодика призвана продолжить традиции отечественных изданий.
Библиографический список:
1. Рахтанов И. Рассказы по памяти. — М., 1971.
2. Алексеева М.И. Советская детская журналистика 20-гг. — М., 1982.
3. Холмов М.И. Из истории русской журналистики для детей. — Л. 1982.
4. Сковородникова В.Е. Газета «Калейдоскоп» (1860–1862) — первая газета для детей в России // Средства массовой коммуникации в современном мире: Материалы науч.-практ. конф. — СПб., 2000.