Всеволод ГЛУЩЕНКО Знакомство с автором
1. Расскажите, что стало причиной Вашего прихода в литературу? Какими были первые опыты?
Причин, наверное, много. Прежде всего, пожалуй, желание высказаться. Кроме того, множество прочитанных книг. Отец — журналист. Первый опыт — небольшие «статьи» в двух «газетах», издаваемых дома: сатирической «Колючке» и серьёзных «Петербургских новостях». Это в 10–11 лет. Отец тоже писал кое-что для второй из этих газет.
2. Кого можете назвать своими литературными учителями?
Отца и всех авторов, которые запомнились.
3. В каких жанрах Вы пробовали себя?
Поэзия, проза.
4. Как бы Вы могли обозначить сферу своих литературных интересов?
Реалистическая проза, ранее — романтическая проза, приключения, детективы. Хорошая поэзия.
5. Какого автора, на Ваш взгляд, следует изъять из школьной программы, а какого — включить в нее?
Включить Шмелёва, если его ещё нет. Не знаю, кого изъять, но могу сказать, кого не включать — Мопассана, Цвейга, Т. Манна, это слишком сложно для детей.
6. Есть ли такой писатель, к творчеству которого Ваше отношение изменилось с годами кардинальным образом?
Булгаков, он очень сложен. От нелюбви до спокойного отношения.
7. Каковы Ваши предпочтения в других видах искусства (кино, музыка, живопись…)?
Кино: серьёзное, вдумчивое, биографическое, не развлекательное, чаще драма. Музыка: старая проверенная классика XVIII–XIX вв. Живопись: очень большой диапазон, её я изучил основательно.
8. Вы считаете литературу хобби или делом своей жизни?
Пока второе дело, после живописи.
9. Что считаете непременным условием настоящего творчества?
Желание творить. Специально не заставишь себя — не будет интересно.
10. Что кажется Вам неприемлемым в художественном творчестве?
Насмешка над святынями, в том числе других людей, цинизм.
11. Расскажите читателям «Паруса» какой-нибудь эпизод своей творческой биографии, который можно назвать значительным или о котором никто не знает.
Однажды написал письмо маститому критику, отправил ему кое-какие свои стихи. Он ответил длинным письмом, в котором стал показывать мне, как надо писать. После этого «удара по рукам» долго ничего не писалось.
12. Каким Вам видится идеальный литературный критик?
Вежливый и внимательный.
13. Каким Вам видится будущее русской литературы?
Будущее великолепное — много талантливых детей.
14. Есть ли у Вас рекомендации для студентов-филологов?
Вникать в прочитанное, ведь главное — не количество прочитанных книг, а количество усвоенных.
15. Каковы Ваши пожелания читателям «Паруса»?
Открывайте новое, радуйтесь жизни, во всём ищите светлые стороны.