Александр ДИВЕЕВ Знакомство с автором
1. Расскажите, что стало причиной Вашего прихода в литературу? Какими были первые опыты?
Любовь… В целом — к жизни. Первую тетрадь стихов, уходя в армию, сжёг. Почти никто не знал, что пишу, пока в районной газете после демобилизации не появились мои публикации. Звёзды, любовь, поэзия — это для меня что-то таинственное. От женщин приходилось иногда слышать удивлённое, как, мол, в таком уже не молодом возрасте тебе удаётся сохранить искреннее светлое чувство любви?
2. Кого можете назвать своими литературными учителями?
Жизнь с её непредсказуемыми поворотами и загогулинами.
3. В каких жанрах Вы пробовали себя?
В поэзии. Несколько лет сотрудничал с районной газетой — внештатным корреспондентом.
4. Как бы Вы могли обозначить сферу своих литературных интересов?
1) поэтическое творчество. Автор книг «Звезда Антарес», «Плащаница Души», «На кресте любви», а также более 130 литературных публикаций (свыше 360 стихотворений) в советских, российских и зарубежных коллективных сборниках, журналах, альманахах и газетах, в том числе «Природа и человек. ХХI век» (Москва), «Странник» (Саранск), «Новая Немига литературная» (Беларусь), «ДОН_новый», «Наш современник» (Москва), «Стрежень» (сборник писателей Тольятти) и других;
2) участие в международных и других поэтических конкурсах. На сегодня являюсь победителем, лауреатом, призёром и дипломантом более 40 международных и других поэтических конкурсов, в том числе серебряным лауреатом Национальной литературной премии «Золотое перо Руси — 2014», гран-при областного литературного конкурса «Турнир поэтов», посвящённого 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне;
3) помощь начинающим и неизвестным авторам в публикации:
- являюсь одним из двух составителей первого сборника стихов местных авторов «Цветы и пепел», изданного тиражом 1 000 экз.;
- составителем и редактором сборника стихов местных авторов «Ртищевские зори»;
- одним из двух составителей и редакторов сборника стихов местных авторов «Эхо Души» в 2018 г.;
- несколько лет вёл в районной газете рубрику «У поэтического камина»;
- в настоящее время — руководитель литературной студии «Эхо Души» г. Ртищево.
5. Какого автора, на Ваш взгляд, следует изъять из школьной программы, а какого — включить в нее?
Изъять — А.И. Солженицына. Включить — поэта Анатолия Аврутина.
6. Есть ли такой писатель, к творчеству которого Ваше отношение изменилось с годами кардинальным образом?
Николай Островский, «Как закалялась сталь».
7. Каковы Ваши предпочтения в других видах искусства (кино, музыка, живопись…)?
Кино: больше всего нравятся советские фильмы.
Музыка: Евгения Смолянинова — старинный русский романс «В лунном сиянии снег серебрится», Валерий Ободзинский — «Восточная песня», Юлиан — «Плыть, плыть, плыть...», слова Н. Рубцова, М. Евдокимов — «Домик у дороги», Камила Кабелло feat. Янг Таг — «Havana», Dan Balan и Вера Брежнева — «Наше Лето».
8. Вы считаете литературу хобби или делом своей жизни?
Делом своей жизни.
9. Что считаете непременным условием настоящего творчества?
Искренность.
10. Что кажется Вам неприемлемым в художественном творчестве?
Фальшь.
11. Расскажите читателям «Паруса» какой-нибудь эпизод своей творческой биографии, который можно назвать значительным или о котором никто не знает.
Москва, Центральный дом литераторов: получение диплома серебряного лауреата «Национальной литературной премии «Золотое перо Руси — 2014» в номинации «Моя малая родина».
12. Каким Вам видится идеальный литературный критик?
Идеального в принципе не видится: или кого-то топит, или возносит, или несёт определённую чепуху.
13. Каким Вам видится будущее русской литературы?
Время диктует своё: всё течёт, изменяется. Исчезают, к примеру, русские деревни: старики уходят, молодёжь уезжает в города. И если бывшие сельчане десять или сто тысяч раз вспомнят о земле-кормилице — это не значит, что они реально пахари и сеятели.
Не исключение и русская литература. Сегодняшний читатель превратился в такого же писателя, как реальный сельчанин в горожанина.
Некоторые нынешние писатели кичатся тем, что они приспособились к современной действительности, что их читают в интернете десятки и даже сотни тысяч человек. Не надо лукавить: посещение странички — это не значит её прочтение. Если читатель в библиотеке перебрал с десяток увесистых томов, а взял для прочтения одну книжечку стихов — это не значит, что он прочитал десять книг. Конечно, будут и писать, и читать. Но — как?
На «Стихи.ру» и «Проза.ру» более 1 млн авторов и около 50 млн опубликованных произведений. Многие ли из этих авторов являются читателями библиотек?
Библиотеки исчезнут, как и деревни, и никто этого не заметит. Если раньше говорили, что критик — это несостоявшийся писатель, то теперь можно сказать, что писатель — это несостоявшийся читатель. Будущее русской литературы — неопределённое.
14. Есть ли у Вас рекомендации для студентов-филологов?
Студентам-филологам-педагогам, например, порекомендовал бы стремиться к тому, чтобы стать хорошими учителями, любить и знать свои предметы и учеников. Если же этого у них нет отроду — бежать, пока не поздно, в другие учебные заведения. И никогда не писать стихов.
15. Каковы Ваши пожелания читателям «Паруса»?
Плыть под «Парусом» к Синему морю познания самих себя.